Дети пошли в школу и началось подстраивание под других. И это вроде бы нормально, - детям важно примыкать к своим. Только совсем непонятно, кто у них свои и по каким признакам это определить? Вы вместе ходите на гимнастику? Или сидите за партой? Или любите принцесс?
И фокус у детей часто на том, чтобы вписаться в круг детей и чувствовать себя внутри, а не снаружи этого круга. Для этого совершаются странные поступки: кто-то тащит «голову дракону» желаемому другу, кто-то вместе с ним обижает других, кто-то ходит хвостиком, становясь абсолютно ведомым, кто-то тихо сидит в углу, уже получив столько отказов, что страшно высовываться, кто-то собирает вокруг себя толпу, но в ней теряет себя, кто-то обижает лучшего друга, чтобы завести нового.
Я это наблюдаю каждый день в школе и на площадках. В группах детей очень мало эмпатии и этики. Очень много жесткости и иногда жестокости.
Получая каждый день опыт отвержения, дети теряют уверенность в себе. И попадают в порочный круг, когда отсутствие уверенности делает их не привлекательными кандидатами в дружбу.
Уверенность очень хочется растить. В первую очередь через постоянное напоминание о их границах, о границах других. Не позволяй с собой так, но и не навязывай дружбу. У него есть право отказаться.
Но так же и об эмпатии. Не хочешь дружить? Твоё право. Но не будь злым.
А ещё… моё любимое… а давай о тебе. Ты какой? Что ты любишь? Жуков?!! Как интересно. Расскажи мне о них. Оооо. Паук? Вот тебе баночка для разведения пауков. Давай почитаем о них поподробнее. Интересно? И мне тоже. Мы теперь с тобой вместе фанаты насекомых.