Непреложная истина сферы обслуживания. А подходит ли она нам, рукодельницам?
Приветствую всех любителей рукоделия! Меня зовут Мила и сегодня поговорим о заказчиках. Всегда ли они правы?
Начну с того, что данный тезис я не принимаю. Именно в рукоделии не принимаю.
Потому, что, к сожалению, иногда к мастерам относятся с неуважением и пренебрежением.
Да, мы выполняем работу на заказ. Но уважать нужно любой труд - и дворника, и учителя, и мастера по вязанию.
Опыт вязания у меня приличный. Знакомых, которые вяжут на заказ, в течение жизни было много. И историй я наслушалась самых разных.
Самая банальная - заказ выполнен, но не выкуплен.
Уж сколько раз говорили - берите предоплату! По-хорошему, предоплата должна быть порядка 50%, чтобы не только стоимость пряжи покрывала, но и частично стоимость работы.
Но не все этого правила придерживаются. Покупают пряжу на свои, вяжут, а потом не знают, что с невыкупленным заказом делать. Хорошо, если заказывали какую-то классическую вещь. Но ведь бывают и очень экстравагантные заказы. А их "пристроить" практически невозможно.
На вопрос: "Почему ты не взяла предоплату?" мастерица ответила так: "Я попросила, но заказчица сказала, что меня не знает и деньги отдавать незнакомому человеку не будет."
Клиент прав? Нет. Ведь и мастерица этого заказчика не знает. И гарантии, что заказ будет выкуплен при должном исполнении, у нее тоже нет.
"Я плачу вам деньги. И делать Вы будете, как я сказала"
Эта категория заказчиков самая тяжелая.
Дело даже не в том, что человек заказывает то, что ему заведомо не пойдет. А в том, что такие личности считают, что вправе "давить" своим финансовым авторитетом всех: я плачу, значит я и диктую условия.
Самые забавное, что очень богатыми людьми они, как правило, не являются. И в обществе действительно обеспеченных людей имели бы очень бледный вид.
Не все мастера вяжут на заказ "от бедности". Иногда это отличная возможность связать то, что очень хочется, но для себя по каким-то причинам связать невозможно. Иногда это вызов самому себе - смогу сделать такое? Смогу изменить для другого типа фигуры?
Но этой категории заказчиков совершенно не важна мотивация мастера.
Сделайте так. Переделайте. Измените узор. Укоротите. Удлините.
Набор фраз можно продолжить, но думаю, что вы и сами уже поняли, о каком типе заказчиков я говорю.
Клиент прав? Нет. Все детали обговариваются до начала работы. И все изменения, вносимые в проект - это дополнительное время. Про деньги я сейчас не говорю, исключительно про время. Ведь у мастера может быть очередь. И все заказы по времени расписаны.
Можно набрать еще немало примеров, когда клиент все же неправ.
Есть ли способ обезопасить себя от таких клиентов?
Возможно, поможет внутреннее чутье. Когда ты на самом первом этапе чувствуешь, что не на одну волну настроена с заказчиком.
Возможно, нужно развить уверенность в себе и своих силах, как мастера. Чтобы не возникало ощущение дискомфорта, когда ты называешь сумму предоплаты.
Возможно, нужно перебороть страх лишиться заказчика. Пусть вы его потеряете, но свое душевное здоровье точно сбережете.
Я от всей души желаю всем, кто вяжет на заказ никогда не встречаться с той категорией заказчиков, о которых можно сказать - клиент не прав.
#вязание #вязание на заказ #вязание для всех #вязание #хобби как бизнес