Найти тему

SudRadio: "Какой смысл затягивать потуже пояса, если у нас и штанов-то больше нет?"

Давайте поговорим о деньгах. Мы говорим о войне, мы говорим об оружии, мы говорим о санкциях, мы говорим, наконец, о грядущем холоде, а власти требуют потуже затянуть пояса, даже несмотря на то, что у нас и штанов-то больше не осталось... Давайте поговорим о деньгах" - такими словами известный ведущий SudRadio Андре Беркофф начал передачу, посвященную замечательному событию: впервые за последние 20 лет на бирже за евро давали меньше 0,99 доллара.

Разбираться с поведением падшей европейской валюты в гости пригласили не "говорящую голову", а специалиста в области экономики члена исследовательской лаборатории PHARE Сорбонского университета Фредерика Фара, автора книги "Организованное бессилие государства во Франции, Fake State". Пикантность названию придает слово "бессилие" ("impuissance"), которое во французском одновременно обозначает и импотенцию.

Вопрос Андре Беркоффа: Итак, почему же падает евро? (ни тени намеков на "impuissance" - Баск)

Фредерик Фара: Причин падения несколько.

Во-первых, американцы (ФРС - Федеральная резервная система) подняли свою ключевую (банковскую) ставку выше, чем европейцы, в связи с чем бизнесу стало выгоднее вкладываться в доллар, поэтому капитал стал перемещаться в США.

Во-вторых, зона евро в настоящее время испытывает сложности с точки зрения перспектив роста, энергии, продовольствия, поэтому капиталу гораздо безопаснее идти в США, чем в проблемную зону евро, и доллар играет в этом случае роль "валюты тихой гавани".

В-третьих, психологический фактор, финансовый сектор, инвесторов, бизнес, так сказать, "терзают смутные сомнения " относительно перспектив зоны евро и, собственно, самой валюты, будет ли она расти или наоборот. Поэтому они пытаются избавиться от евро и его стоимость, соответственно, снижается. Все что сейчас происходит с газом и с Украиной не вселяет уверенности в евро.

Фото с сайта newsland.com
Фото с сайта newsland.com

К тому же в Европе никогда не было четкой политики обменного курса по отношению к доллару. Европейский Центробанк слепо следует за американской ФРС. Но обменный курс - это ключевой фактор в конкурентности экономики.

Вопрос: Об этом факте у нас говорят мало, но это сродни землетрясению - Саудовская Аравия согласилась продавать Китаю нефть за юани, Россия и Китай сейчас работают над альтернативной доллару монетой, обеспеченной золотом. Что Вы думаете по этому поводу?

Фара: Полностью согласен. Конечно, это процесс не одного дня. Со времени начала второй глобализации, которая ускорилась в 1990-2000 годы, мы видим попытки стран Юга найти альтернативу глобализации, и избавиться от доминирования США в какой бы то ни было сфере, в монетарной или экономической. Это мы видим и в попытках Китая воссоздать "шелковые пути".

Господство доллара - это господство США. Вы можете быть державой, которая отступает, но ваша валюта продолжает доминировать. Так было в свое время с фунтом стерлингов и Великобританией.

Отсюда сейчас желание развивающихся стран избавиться от власти доллара и, соответственно, от доминирования США. Однажды они могут и добиться своего. Сейчас происходит Великая Эмансипация.

Но кто же эти "полезные идиоты" глобализации, спросите вы? А это мы, Европа. Евро пытается быть конкурентом доллару, но это не так, евро не глобальная, а региональная валюта. И никакой оно не конкурент доллару, а его защита, евро помогает доллару быть мировой валютой. Мы словно маска, барьер против любого рода финансовых болезней. Когда разразился долговой кризис, то долг у США был гораздо больше, чем в Европе, но пострадали от кризиса именно мы.

Если США говорят: "Доллар это наша валюта и ваши проблемы", то евро - это наша валюта и наши проблемы.

Вопрос: Экономическая ось Россия-Индия-Китай, не говоря уж о БРИКС, для вас это уже формирующийся блок?

Ответ: Сейчас происходят тектонические сдвиги в геополитике, избавление мира от влияния Запада. Сегодняшний экономический и политический кризис приведет к новому раскладу сил в мире. Американцы постараются сделать все возможное, чтобы использовать свое влияние для сохранения статус-кво. За долларом стоят вещи, которые ему дают силу. Самый ликвидный финансовый рынок - американский, банковские (бухгалтерские) нормы - американские, финансовые инновации -тоже американские. Сила доллара в том, что мы называем темной материей. В Европе мы сейчас пришли к точке, когда не знаем что делать дальше, как выйти на стратегический уровень, и это не только в сфере финансовой сфере.

Смотрите. Первая глобализация, которая длилась с 1870 по 1914 год, привела к индустриализации Севера и деиндустриализации Юга. Сейчас идет вторая глобализация, происходит индустриализация Юга и деиндустриализация Севера. А там, на юге, они не особенно парятся из-за парниковых газов и прочей "зеленой" ерунды.

Вопрос: Что может сделать Европа? Или будем продолжать оставаться зрителями?

Ответ скриншотом:

-3

Ответ на словах: К сожалению, что касается монетарной политики, то я думаю, мы обречены оставаться зрителями. Что касается валютного курса, мы должны понимать одну важную вещь. Одно дело, если вы потеряете 20 % в курсе к валюте страны, с которой ваш торговый оборот составляет 2%. Но если это происходит со страной, торговый оборот с которой составляет 35 % (как в США) от всего вашего торгового оборота, то это большая проблема. Реальная зарплата населения (покупательная способность) резко снижается, а если к этому добавить еще нагрянувшую к нам инфляцию - то это просто катастрофа!". Конец передачи.

Ну, что ж французам можно только посочувствовать. Больно затягивать потуже пояс, если на вас уже нет штанов, особенно если это пояс верности.