Найти тему

Дело валютчиков при Хрущеве

Советская система правосудия, имея красивое название, на самом деле никаким правосудием не занималась, а творила беззаконие на огромной территории страны.

Конечно, масштаб беззакония сильно отличался от эпохи к эпохе. И после масштабных репрессий безвинных людей в сталинское время во времена Хрущева можно сказать беззакония практически не было - только точечные неправосудные приговоры, санкционированные сверху.

Особо в череде таких приговоров выделяется уголовное дело Рокотова, Файбишенко и Яковлева, ради которых дважды пересматривалось уголовное законодательство, причем задним числом - чтобы исполнить требование Хрущева об ужесточении наказания.

Ян Рокотов, Владислав Файбишенко и Дмитрий Яковлев в конце 1957 года организовали в Москве подпольное предприятие по скупке у иностранцев валюты и других ценностей.

Файбишенко-Рокотов-Яковлев
Файбишенко-Рокотов-Яковлев

Говоря "предприятие" я нисколько не преувеличиваю. Это была реальная корпорация с сотрудниками, роли которых были жестко закреплены. Фарцовщиками на начальном этапе становились чаще всего гиды, переводчики, таксисты, дипломатические работники - все те, кто изначально имел прямой доступ к иностранцам.

Структура "валютной фирмы" включала в себя так называемых "бегунков" - тех кто занимался скупкой валюты, кураторов, курьеров и наконец на вершине пирамиды были "купцы" - непосредственно Рокотов, Яковлев и Файбишенко. Они занимались последующей реализацией ценных товаров и драгоценностей, а так же организацией каналов по обмену и сбыту валюты.

-3

Основными поставщиками валюты и заграничных ценных товаров были иностранцы, приезжающие в СССР туристы и бизнесмены. С середины 50-х поток иностранцев из Америки и Европы сильно вырос. К тому же во многих советских вузах и  военных училищах появилось много учащихся из стран, поддерживавших тогда дружеские отношения с СССР. Ну и наконец в 1957 году в Москве прошел фестиваль молодежи и студентов, после которого количество приезжающих иностранных гостей резко увеличился.

-4

Валютный черный рынок само собой существовал и до них. Но именно эта московская троица выстроила все процессы и поставила на поток теневой обмен валюты, скупку ценных монет, джинс и так далее. В постоянном обороте у "фирмы" было несколько сот тысяч рублей - впечатляющий результат всего за два года!

Конечно же, столь масштабная деятельность не могла долго оставаться не заметной для советских органов.

Уголовными делами по валютным махинациям и спекуляциям до 1959 года занимался отдел милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности - ОБХСС. 

Но Ян Рокотов ( он считается главным идейным вдохновителем "валютной корпорации") и здесь обезопасил себя и компаньонов: фактически он стал осведомителем в ОБХСС, и подсадил на взятки нескольких важных чиновников в МВД. Причем в ОБХСС Ян периодически сдавал вышедших из под контроля неблагонадежных бегунков и кураторов.

В итоге все были довольны - в МВД была хорошая статистика по раскрываемости преступлений, а Рокотова и двух других "купцов" никто не трогал.

Скорее всего так бы этот налаженный теневой бизнес работал и дальше, но вмешалось роковое стечение обстоятельств - черным валютным рынком заинтересовалось КГБ - и в 1959 году с подпольными валютчиками стало бороться уже это ведомство. За короткое время были установлены руководители главной московской банды, за ними началась слежка, и уже в 1960 году все трое были задержаны.

Всех троих обвинили в нескольких эпизодах мошенничества в особо крупном размере. У Яна Рокотова при задержании изъяли чемодан, забитый советскими рублями, долларами, золотыми часами и старинными монетами на сумму полтора миллиона дореформенных рублей.

-5

Троица "купцов" получила 8 лет по приговору суда тогда же, в 1960 году, что было верхней планкой по делам такого рода. Опять же таки, история на этом могла бы и закончится, но в это же самое время Никиту Сергеевича Хрущева "щелкнули по носу" во время поездки в ГДР, указав на то, что в Москве существует огромный теневой валютный и спекулятивный рынок.

Скорее всего, Генсек по возвращении в СССР выбрал уголовное дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева из-за масштабов махинаций и потребовал ужесточить наказание.

И тогда в уголовном кодексе ужесточили наказание по статье о валютных махинациях - теперь максимальный срок стал 15 лет. И вот над осужденными на 8 лет провели новый суд, который, попирая один из основополагающих правовых законов, задним числом, уже осужденных по старой статье осудил всех троих к новому максимальному сроку - 15 лет.

Неизвестно, о чем в то время думал Хрущев, затевая показательную расправу над практически случайно выбранными валютчиками - может он ужаснулся, узнав реальный размер теневого рынка в СССР, и побоялся что это может угрожать самому советскому строю, может еще что то...

Но и этот суровый приговор не устроил Никиту Сергеевича. На пленуме ЦК КПСС в лучших традициях сталинского времени было зачитано письмо возмущенных трудящихся:

Мы, простые советские люди убедительно просим вас быть беспощадными к этим отбросам, жалким подонкам и негодяям, гадкие души которых пусты, а они набрались наглости и перестали уважать советский строй. Они хуже предателей, они давно уже трупы, и мы просим вас, чтобы таким же другим неповадно было, приговорить всю эту преступную шайку к высшей мере наказания – расстрелу, чтобы не поганили они впредь неподкупную репутацию честных советских людей, не дышали с нами одним воздухом и не смели называться гражданами СССР...
-6

Хрущев отчитал Генерального прокурора и потребовал снять с должности председателя Мосгорсуда. После этого репрессивная машина вновь была запущена - и уголовное законодательство было пересмотрено во второй раз. Теперь за подобные преступления, которые совершили Рокотов и его подельники, высшей мерой стал расстрел.

В 1961 году состоялся новый суд, который, творя вопиющее беззаконие во второй раз, снова задним числом пересмотрел дело и вынес новый приговор всем троим - смертная казнь. Через несколько дней Рокотов, Файбишенко и Яковлев были расстреляны.

-7

После показательной расправы прошло всего 30 лет, и то, за что были расстреляны короли московского теневого валютного рынка, в современной России стало абсолютно законной предпринимательской деятельностью.