Существует мнение, что подростки скорее будут сопротивляться походу к психологу, будут негативно настроены к самой этой идее. Почему так может быть? Или может быть как-то по-другому? А точно ли вашему подростку нужен психолог? Кто вообще определяет, что он ему нужен?
Инициаторы родитель или школа
Идея обратиться за психологической помощью чаще исходит от родителей, иногда от родителей и от педагога (школы). И подросток действительно может сопротивляться работе с психологом, ведь для него это выглядит, как желание родителя во всем контролировать его жизнь. Ребенок думает, что родитель будет искать поддержку в лице психолога, чтобы направить его по своему пути и критиковать его личные выборы, пытаться его переделать, исправить под себя.
С одной стороны, взрослые ждут от подростка, что он будет брать на себя ответственность, делать выбор сам, а с другой, они хотят влиять на этот выбор. Он должен быть правильным, одобряемым и определяемым самими взрослыми.
Проблему за подростка назвал и описал сам взрослый (или школа), тем самым лишив подростка авторства в своей жизни, влияния на свою жизнь. Это несправедливо, и именно с этой несправедливостью часто и идет борьба. И отказ идти к психологу будет в таком случае способом выразить свое несогласие.
Кроме того, то, как видит проблему взрослый, может совсем не совпадать с тем, как видит ее ребенок. Предположим, ребенок связался с плохой компанией. Родитель очень обеспокоен этим, видит это как проблему. На консультации с психологом выясняется, что общение с этой компанией для подростка — не проблема, а решение. В компании человек получает уважение, признание, внимание, которого ему так не хватало в общении с одноклассниками, с родителями. Да, в компании за это внимание есть своя цена. И это, возможно, не лучшее решение потребности подростка во внимании и уважении. Но и проблема для него в другом, а не в том, в чем видит ее родитель. И если удается услышать подростка, дать ему возможность влиять на свою жизнь и самому определять, в чем его проблема, как она звучит, тогда уже можно обсуждать, как по-другому можно реализовывать потребность во внимании и уважении.
Важно, чтобы подросток мог сам определять и называть свои проблемы, даже если они звучат так же, как их называет взрослый. Например, то, что взрослый видит за ленью своего ребенка, может совсем не совпадать с тем, почему ребенок на самом деле не хочет что-то делать.
Инициатор подросток
Подросток сам принял решение обратиться за психологической помощью. Скорее всего, это придется согласовывать с родителями, особенно если речь идет о платных консультациях. Родители могут быть против по нескольким причинам:
- в силу отсутствия своего личного опыта или имеющихся в окружении стереотипов, они могут не верить в психологическую помощь, считать психологов шарлатанами, просто не доверять им и т.д.;
- сложности ребенка могут интерпретироваться ими как симптомы болезни подросткового периода. Злишься, споришь, не согласен, меняешь свой выбор, испытываешь разные сложные эмоции и т.д. — «это у тебя подростковый период», «это все временно», «ты просто подросток, у всех так». Все сложности, с которыми столкнулся подросток — это не важно, не серьезно — просто возраст, поэтому и к психологу нет смысла идти, само пройдет, надо просто пережить или переждать. Все это — обесценивание сложностей и проблем, с которыми пытается справиться подросток.
Кто бы ни был инициатором обращения за психологической помощью, важно дать подростку возможность самому называть и описывать проблему, с которой он столкнулся, поддерживать его желание разобраться с ней. Это позволит подростку увидеть, что его мнение важно и учитывается, что у него есть возможность влиять на свою жизнь предпочитаемым образом.
Поблагодарить автора можно тут.
Подписывайтесь на канал No More Drama, пересылайте публикацию тем, кому это может быть полезно.