Активными участниками Гражданской войны были не только РККА и различные белые / антибольшевистские армии (включая армии национальных республик и казачьих областей, не стоит забывать и про интервентов).
Важными «действующими лицами» были «красно-зелёные» отряды и повстанческие армии. В их составе могли действовать и большевики, но значительное влияние в подобных отрядах имели представители «альтернативных левых революционеров» — меньшевиков, эсеров, анархистов.
Два главных «красно-зелёных» очага — это «восток» (прежде всего Сибирь) и «юг» (Кубань, Крым, Малороссия, частично — Кавказ). В 1919 году «зелёные повстанцы», фактически бывшие союзниками РККА, сыграли важную роль в поражении армий А. И. Деникина и А. В. Колчака.
Российское общество после 1917 года было весьма и весьма левым, «революционным». Однако, большевики не были единственной партией, обещавшей «светлое будущее, без эксплуатации человека человеком». Скажу больше, анархистам и эсерам-максималистам большевики казались... консерваторами.
Их обвиняли, к примеру, в стремлении сохранить государство, в привлечении «военных специалистов», в налаживании дисциплины (что считалось признаком «старого режима»). Кроме того, альтернативные левые выступали за свободу всех левых, революционных партий. Именно за этот принцип выступал Нестор Иванович Махно.
Многие такие повстанческие отряды, повоевав с белыми, затем перешли к борьбе и с красными, что затянуло Гражданскую войну. Впрочем, большую часть «партизан» большевики разными путями сумели влить в РККА. Но далеко не всех. Если на юге в этом отношении «прославились» махновцы, то на востоке были свои анархисты.
«Гражданская война выдвинула в Сибири несколько крупных фигур анархистов — командиров партизанско-повстанческих формирований, резко разделившихся как бы на две группы. Первая — Н. А. Каландаришвили, И. Я. Строд, А. П. Кожан, П. С. Балтахинов и другие, тесно сотрудничавшие с большевиками, постепенно отошли от анархизма и перешли в большевистский лагерь, вступив в ряды РКП (б).
Вторая группа — типичные представители «сибирской махновщины» в партизанском движении Сибири в лице И. Н. Новоселова, Г. Ф. Рогова, Романова-Богатырева, П. К. Лубкова, Ф. Д. Плотникова и других, совершила переход от борьбы против белогвардейцев, временного сотрудничества с Советской властью — к борьбе против утвердившейся в Сибири большевистской диктатуры. В дальнейшем все эти люди, став вожаками различных антисоветских банд, были уничтожены...» (с) В. Д. Ермаков. Анархисты на фронтах Гражданской войны 1917 — 1922 годов.
Характерно, что и в центре страны было полным-полно разнообразных анархистских или левоэсеровских отрядов и групп. Вот только их большевики разогнали ещё в 1918 году. Тогда как в «партизанских» регионах сделать это было нереально. Более того, до 1920 года, до победы над белым движением, не имело смысла.
Иногда переходы повстанческих отрядов в лагерь РККА и обратно случались не по одному разу. Тот же Н. И. Махно несколько раз договаривался с большевиками. Но позднее наступало очередное «недопонимание» и махновцы «уходили в степи», умудряясь порой воевать одновременно и против белых, и против красных.
Надо отметить, что не у всех анархистов была «печальная судьба» борьбы «против всех» и дальнейшего забвения. Яркий пример — биография Алексея Васильевича Мокроусова.
Матрос-анархист (участник ещё Революции 1905 года), командовал бригадой, некоторое время сотрудничал с Н. И. Махно. В 1920 году А. В. Мокроусов стал командиром Крымской повстанческой армии, образованной в тылу у белогвардейцев П. Н. Врангеля из разнообразных отрядов партизан (большевиков, анархистов, эсеров и т.д.).
В коммунистическую партию А. В. Мокроусов вступил только в 1928 году. Но и в период Великой Отечественной (когда Мокроусов руководил партизанским движением в Крыму) бывшего анархиста обвиняли в чрезмерной самостоятельности. Тогда как Алексей Васильевич выдвигал встречную версию о том, что партизаны в 1942 году «не знали, кому подчинятся» (так как директивы им слали разные ведомства).
Но если большевики стремились «оседлать» это «красно-зелёное» движение, то белогвардейцы часто недооценивали значимость этих соединений у себя в тылу.
Конфликт колчаковцев с эсерами во многом подорвал сибирский тыл белых. На юге же только П. Н. Врангель в 1920 году уделял большое внимание взаимодействию белых с антибольшевистскими отрядами «зеленых».
При этом, большая часть «зелёных» при непосредственном выборе между белогвардейцами и большевиками выбирала всё-таки последних. Отчасти этот выбор определил и победу РККА в Гражданской войне...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.