Найти в Дзене
Ясно Понятно

Пан или пропал: прогнозы экономики РФ разошлись донельзя. Чего ждать на самом деле?

Оглавление

На закрытом совещании под руководством премьер—министра Михаила Мишустина, которое прошло 30 августа, министр экономического развития Максим Решетников представил оптимистичный целевой сценарий развития экономики России.

Однако в ходе «непубличного отчета для правительства» был рассмотрен и стрессовый сценарий, сообщил Bloomberg. Согласно ему, экономику России ждет глубокая и длительная рецессия. Так чего стоит ждать на самом деле?

10 тучных лет?

Экономика России к 2030 году превысит уровень 2021 году на 17% в случае реализации целевого сценария «ускоренная адаптация», заявил Максим Решетников. Об этом написали «Ведомости» со ссылкой на близкий к правительству источник, принимавший участие в совещании у главы кабинета

При реализации целевого сценария предполагается, что в 2024—2025 годах рост ВВП составит 2,6%, далее по нарастающей ближе к 3%. Прогноз на 2023 год Решетников не назвал, сославшись на чувствительность продолжения дискуссии по поводу этой оценки.

Еще в июне в Минэке ожидали, что рост ВВП к 2030 году будет на уровне 8,5% по сравнению с 2021 году, отметил федеральный чиновник, близкий к ведомству. По его словам, теперь планируется, что ВВП будет расти по 2% год с 2023 года, а в 2028—2030 годах — на 3%. Темп роста инвестиций в 2030 году в этом сценарии составит 30% к 2021 году, а реальные доходы населения за этот же период увеличатся на 20%.

10 худых лет?

Однако у Минэка есть три сценария развития экономики: целевой инерционны и стрессовый. Согласно последнему Россию ждет десятилетие рецессии, написал Bloomberg со ссылкой на «непубличный отчет» для правительства, с которым агентство ознакомилось

Худший сценарий предполагает падение ВВП на 4,2% в 2022 году, на 11% в 2023 году и на 11,9% в 2024. В этом случае, согласно прогнозу, ВВП России не поднимется до уровня 2021 года и к концу этого десятилетия: в 2030 году он будет на 3,6% меньше.

Полное прекращение экспорта газа в Европу может стоить бюджету 400 млрд рублей в год в виде налоговых поступлений, и эту сумму не получится восполнить за счет новых рынков даже в среднесрочной перспективе, цитирует доклад Bloomberg. А отказ Европы от российской нефти спровоцирует снижение производства, которая может привести к нехватке топлива и на российском рынке, пишет агентство.

Добыча газа тоже сократится, что поставит под угрозу планы властей расширять внутренние поставки и увеличивать производство сжиженного природного газа. Производители металла будут терять 5,7 млрд долларов в год из—за санкций, добавило агентство со ссылкой на отчет.

Кроме того, в отчете говорится, что до 200 000 IT—специалистов могут уехать из России к 2025 году, утверждает Bloomberg. Агентство называет это первой официальной оценкой «утечки мозгов». Кроме того, в отчет спрогнозировано сокращение в ближайшие два года объемов производства в ряде ориентированных на экспорт секторов: в нефти и газе, химической промышленности и металлах.

Что будет на самом деле

Максим Решетников уже успел назвать статью Bloomberg о рецессии в России «рабочей страшилкой». И заявил, что материал отражает аналитические расчеты, показывающие, как будет развиваться экономика страны без сопротивления санкциям.

Но во всех сценариях Минэка отмечается, что давление санкций будет усиливаться, может вырасти число стран, которые к ним примкнут, утверждает Bloomberg. И, судя по всему, именно слабая просчитываемость последствий длительного санкционного давления вынуждает правительство давать абсолютно не сходящиеся прогнозы даже в рамках относительно вольной сценарной аналитики.

Еще весной стало очевидно, что российская экономика не рухнет через пару месяцев после введения санкций. Но их длительный эффект может оказаться куда более разрушительным. Полномасштабное эмбарго против российской нефти может серьезно ударить по бюджету, под давлением из—за санкций будут находиться IT—инфраструктура, технологические процессы в нефтедобыче и нефтехимии, будет серьезно страдать авиационная отрасль.

Импортозамещение и параллельный импорт всех проблем решить не смогут, и на длительных временных лагах экономика страны, очевидно, будет нести серьезные потери.

При этом ее способность быстро и эффективно адаптироваться к происходящим изменениям вызывает вопросы. Во всяком случае, пока мы не видел даже намека на масштабные преобразования, которые по идее должны были бы стать ответом на тектонические изменения в политике и экономике. И в зависимости от того, как быстро они произойдут и произойдут ли вообще, и сформируется вектор развития экономики.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал