Красный командир Иона Якир выскочил на военный Олимп «героев» в ходе Гражданской войны, причем выскочил тогда, когда остановка уже относительно прояснилась – в 1918 году.
До этого времени недоучившийся студент старательно избегал мобилизации на фронт Первой Мировой, устроившись на военный завод, да и вообще – о его «революционной» деятельности до апреля 1917 практически ничего неизвестно.
Просто потому, что не было той самой деятельности. Однако в ходе братоубийственной мясорубки Гражданской Якир довольно быстро стал «видным военачальником» и даже героем, кавалером двух орденов Боевого Красного Знамени. А превратился бывший студент в героя благодаря… китайцам.
История появления китайцев в России
Еще в конце 19-го века царское правительство активно нанимало китайцев для строительства железных дорог. С началом первой Мировой, когда возник дефицит рабочей силы, китайские руки как никогда пригодились на заводах и фабриках. Правда, фабриканты при каждом удобном случае пытались здорово облапошить «желтых рабочих», введя систему штрафов и выплачивая копейки по сравнению с ранее оговоренными деньгами.
По некоторым оценкам, в 1917 году в России в общей сложности проживало от 100 тысяч до полумиллиона китайцев, живших довольно замкнуто, подчиняясь в своем кругу старшим и, по традиции, занимавшихся мелкой торговлей всяких чудесных снадобий особенно для мужской силы (вспомним нынешнее время!).
Но Февральская, а затем Октябрьская революции поставили китайских «гастарбайтеров» в сложные условия. С одной стороны, вернуться домой невозможно, особенно тем, кто проживал в Европейской части России, а с другой – надо жить.
Китайцы – бойцы отрядов ЧОН
Поэтому вполне логично, что в скором времени на китайцев обратили внимание большевики. Проповедуемый коммунистами интернационализм сразу же завоевал у китайцев симпатии, так как привыкшие к постоянным унижениям, жители Поднебесной были тронуты и нормальным обращением, и расположением новой власти.
Не удивительно, что вскоре именно китайцы стали основной силой так называемых частей особого назначения (ЧОН) – небольших карательных отрядов, предназначенных для выполнения самой грязной работы.
Более того, особо доверенные китайцы стали телохранителями и Ленина, и Троцкого, и других ответственных партийных товарищей. Так появился Первый интернациональный легион Красной армии, состоявший, в основном, из китайцев. Главной задачей легиона была охрана вождей революции.
Опыт Якира
Несмотря на то, что власть большевиков уже оценила опыт сотрудничества с «китайскими товарищами», именно Ионе Якиру приписывают первой опыт боевого применения китайских наёмников на фронтах Гражданской войны. Даже в официальной биографии «великого полководца» значится:
Весной и летом 1918 года командовал батальоном китайских добровольцев в боях против австро-германских оккупантов.
Полуправда хуже лжи. Насчёт оккупантов сказано громко. Скорее – против собственного народа. Якиру, бывшему тогда членом Бессарабского губернского партийного комитета, удалось нанять на службу около 530 воинов китайской национальности. Причем нанять именно за деньги, о чем Якир, нимало не стыдясь, писал в воспоминаниях:
На жалованье китайцы очень серьезно смотрели. … Приходят это ко мне их уполномоченные и говорят, что их нанималось 530 человек и, значит, за всех я и должен платить.
То есть «геройский» командарм подтверждает, что под его началом воевали более полутысячи китайских наемников. Оставался вопрос – а как платить? Маловероятно, что из центра шло хотя бы какое-то финансирование.
Вывод напрашивается очень простой – за счёт грабежей. Более того, китайцам было разрешено мародёрствовать в дополнение к «окладу», а также «потрошить» тела убитых. Существует масса воспоминаний белогвардейских офицеров о том, как у захваченных в плен китайцев находили обручальные кольца, офицерские ордена, портсигары и прочее.
Имея под командованием банду из полутысячи безжалостных штыков, Якир мог быть спокоен за свою карьеру – зверства китайцев гарантировали продвижение по службе.
Документально подтверждены факты частого отказа красноармейцев участвовать в расстрелах и насилии против мирного населения. Поэтому китайцы были незаменимым инструментом. Они же стали движущей силой при подавлении Якиром крестьянских бунтов в 1919 году, они же, в случае опасности, ценой своей жизни спасали «драгоценного работодателя»
Опыт Якира оценили и остальные красные командиры. Общее количество китайцев в Красной Армии доподлинно неизвестно. Но то, что они воевали практически во всех частях, например, и в знаменитой дивизии Чапаева, доказано. И кстати, одно из самых кровавых подавлений восстания рабочих, в Астрахани 10 марта 1919 года, также на совести китайских наемников. Общее число жертв, по самым скромным оценкам, тогда составило несколько тысяч человек.
История китайчества закончилась только после смерти Ленина, когда по сталинскому приказу в один прекрасный день практически все китайцы были депортированы на родину.