Найти в Дзене
Любитель балета

10 фактов к юбилею самого хитроумного советского балетмейстера

Оглавление

Его фамилия не сходит с афиш: балеты «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», «Золушка», поставленные им, идут и сейчас, как лучшие его произведения. Сейчас, в начале сентября и театрального сезона отмечал день рождения балетмейстер и педагог балетмейстеров, театральный режиссер и просто удивительное явление в мире русского балета Ростислав Владимирович Захаров (1907–1984). 7 сентября 115-летие со дня его рождения.

ДОСЬЕ
Народный артист СССР (1969), лауреат двух Сталинских премий 1-й степени, награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак почета». А еще доктор искусствоведения, педагог балетмейстерского факультета ГИТИСа. Успех пришел к нему в Ленинградском театре оперы и балета, но дольше всего он служил в Большом театре (в 1936–1656 гг.).

Хитроумный – в моих устах комплимент. Ценю умниц, не чуждых хитрости, начиная с хитроумного Одиссея, к которому устойчиво прилепилась эта характеристика. Роль Ростислава Захарова в балете, надеюсь, будет видна из десяти фактов.

1. Захаров привнес в балет систему Станиславского – и выиграл.

В начале 1930-х гг. молодой начинающий балетмейстер добровольно пошел учиться близкой специальности – в Ленинградский театральный техникум, который закончил, получив диплом режиссера. Учился он у известного тогда режиссера С. Э. Радлова. В первый же балет, который ему доверили поставить в Ленинграде, он вложил все, что узнал, мог и умел, замечательно поработал с артистами – и успех «Бахчисарайского фонтана» (1934) был потрясающим. Так родилась хореодрама – мощное направление в балете, которое жило активной жизнью на отечественной сцене примерно до конца пятидесятых годов, повлияло и на зарубежный балетный театр, особенно английский.

Здесь хочу привести не самую распространенную фотографию нашего героя, но нравящуюся мне. Режиссер! И одновременно он мне здесь так напоминает своего же персонажа Нурали из «Бахчисарайского фонтана»!
Здесь хочу привести не самую распространенную фотографию нашего героя, но нравящуюся мне. Режиссер! И одновременно он мне здесь так напоминает своего же персонажа Нурали из «Бахчисарайского фонтана»!

2. Он шел своим путем, хотя успех угас.

Как ни странно, самый первый его балет стал и лучшим. Последний же его балет «В порт вошла «Россия»» (Ленинград, 1964) провалился и быстро был снят. Захаров ставил и до этого всё реже, после 1964 г. больше не ставил нового, но верность идеям хореодрамы сохранил. Потом ее будут почти ругательно называть драмбалетом – в противовес новым направлениям.

3. Захарову помог А. С. Пушкин. Он успешно вывел его на сцену… в разных смыслах слова.

Пусть не зачинатель он балетной пушкинианы, зато самый успешный ее представитель. Да, балеты на сюжеты Нашего Всё ставили еще в XIX веке А. Глушковский, Ш. Дидло и А. Сен-Леон. Успех «Бахчисарайского фонтана» открыл дорогу балетной пушкиниане в советском театре. Захарова вдохновляла «большая литература», и в этом тоже проявлялась его хитроумность. По Пушкину он поставил также балеты «Кавказский пленник» (он, а также и Л. Лавровский, в один год, 1938-й), «Барышня-крестьянка» и «Медный всадник». В финальной сцене последнего балета на музыку Р. Глиэра он даже вывел на сцену до боли знакомую кудрявую фигуру… Почему это пропустили при восстановлении в Мариинке?

Копия фотографии – моя, из одной из книг про балет Большого театра.
Копия фотографии – моя, из одной из книг про балет Большого театра.

Еще один почти курьезный факт – «фонтан слез» в его балете вырос в разы! Настоящий фонтан, и доныне украшающий Бахчисарайский дворец – фонтанчик! А на сцене фонтан так фонтан. Тут и не знаешь, кто больше этому способствовал – художница В. Ходасевич или он.

4. Захаров – первый постановщик балета Прокофьева «Золушка».

Музыку композитор писал до и во время Великой Отечественной войны. Балет стал первой послевоенной премьерой Большого театра, в ноябре 1945 г. были два заметных события в столице победившей страны: парад Победы и премьера балетной сказки-феерии «Золушка». Так решили ее первые постановщики. В Ленинграде же практически одновременно тоже ставили этот балет, и вовсе не феерией. Автором был К. М. Сергеев, и это совсем другая история…

5. Его балет Уланова любила…

Ключевое слово – балет. Один. Мария в «Бахчисарайском фонтане» – ее этапная роль, ставшая легендой советского балета, с которой она не расставалась до ухода со сцены.

Смерть Марии. Известная фотография Улановой.
Смерть Марии. Известная фотография Улановой.

Захарову вообще очень повезло с артистами, с которыми он готовил первую свою большую премьеру. Уланова, Иордан, Сергеев… Но и им повезло с Захаровым – он раскрыл восходящих звезд еще больше. Воистину звезды сошлись (на небе) чтобы все было так успешно… А впоследствии в балетах Захарова танцевали лучшие артисты: М. Семенова, М. Плисецкая, О. Лепешинская и многие другие…

Вернемся к подзаголовку. Ключевое слово – балет. Один. И он уже назван выше. Что касается других… музыку балета «Золушка» Прокофьев писал для Улановой. Но в балете в постановке Захарова признанная балерина чувствовала себя не идеально, хотя внешне всё казалось хорошо. Балерине-актрисе хотелось глубины, всех возможных пластов этого старого сказочного сюжета. Балет же был поставлен суть по детской адаптации сказки, неглубоко… Танцевала Уланова и Парашу в третьем (для себя) балете Захарова «Медный всадник». Хорошо, но не этапно…

6. Вторая муза – опера

Факт, не вызывающий сомнения. Захаров не только, как и другие балетмейстеры, ставил танцы в операх, но и ставил оперы целиком. Недаром же он был способным режиссером. «Руслан и Людмила», «Кармен» и … «Вильгельм Телль». В годы Великой Отечественной войны он поставил эту оперу – о борьбе швейцарцев против немецких поработителей. Комитет по Сталинским премиям отблагодарил его таковой премией первой степени… но он всю ее внес в фонд обороны…

7. Астрахань – Ленинград – Москва

Три города были связаны с его судьбой: родная Астрахань, которую он любил, хоть и покинул ее в детстве (сейчас там знаменитого земляка почитают); Петербург – Ленинград, где он получал образование, ставил первые балеты и сделал себе имя, и наконец Москва, где он жил и творил свыше сорока лет. Там он получил признание, государственные награды, там ему пришлось после двадцати лет службы покинуть Большой театр и отдавать свои силы преподаванию на балетмейстерском факультете ГИТИСа, постановке балетов за рубежом, участию в событиях балетной жизни.

Почему пришлось?

8. В год юбилея Большого театра – за дверь.

Юбилеи у нас в стране любили и любят. Даже сейчас гуляет мнение, что подготовка юбилея Большого в 2026 году (250 лет) видится настолько важным событием, что, возможно, стало причиной продления контракта с весьма немолодым директором, чего в силу возраста мало кто ожидал. А коней вот, мол, на переправе менять страшно. Простите за лирическое отступление. Так вот, а в год 180-летия Большого театра его покинули не по собственному желанию два балетмейстера: главный балетмейстер Л. Лавровский и штатный балетмейстер и оперный режиссер Р. Захаров. Между Захаровым и труппой был конфликт. Влиятельность не помогла. Стороне конфликта проще было уйти.

Почему влиятелен?

9. Член КПСС

Были у Захарова и недостатки. При желании и соответствующем настрое в члене коммунистической партии Захарове можно было бы увидеть этакого махрового реакционера, державшего нос по ветру, знавшего назубок цитаты об искусстве Маркса–Энгельса-Ленина–Сталина, раздававшего оплеухи направо и налево чем-то «провинившимся» балетмейстерам и их произведениям, да и не только провинившимся. Он писал книги и множество статей (часть я читала), Захаров-публицист – это, пожалуй, настоящий идеолог. При этом сюжеты для своих балетов он выбирал наоборот, без идеологии и без современной темы, в основном классическую литературу. Хитроумный знал, что современная тема опасна.

10. Захаров был эрудитом, интересным человеком, ему было чему научить

Ученики-балетмейстеры вспоминали и вспоминают его с восхищением. Наибольший оммаж ему принес его ученик, наш современник Михаил Мессерер, восстановивший в Михайловском театре его «Золушку». Голова его (Захарова) была устроена замечательно, вспоминал он, с ним было очень интересно, и даже несмотря на то, что не со всеми его идеями ученик был согласен. Ему было за что остаться в истории и в благодарной памяти.

О балетмейстере нужны не только слова, а и дела. Посему текст завершаю, далее будут приложения.

Мини-фильм-балет с Улановой и Плисецкой.

Фильм запечатлел лучшую Золушку ГАБТа Р. Стручкову и сценографию П. Вильямса.

Впрочем, старый фильм я неоднократно раньше анонсировала. Новой редакции спектакля (Михайловский) тоже запись есть. Она запечатлела московскую балерину, попробовавшую себя в старомосковском, ушедшем из столицы, репертуаре:

«Медный всадник» в редакции Ю. Смекалова:

И по мелочи:

Джига (вставная) из балета «Дон Кихот». Кто найдет нормальную запись, тот получит сладкую конфету. А тут пусть будет такая:

Ну и такая, где девушку лучше видно:

И передача о Р. В. Захарове:

Спасибо за внимание! Комментариям тут всегда рады!