В конце прошлой недели 1 сентября в «День знаний» было анонсировано проведение в школах еженедельных внеурочных занятий, которые получили название «Разговоры о важном».
Под это дело придумали темы, которые учителя должны будут обсуждать с детьми, и даже создали специальные методички (ознакомиться с ними можно по ссылке).
И уже сегодня в понедельник 05.09.2022 (эти занятия будут проводится первым «уроком» по понедельникам каждую неделю) стартовала одна из первых тем – «День знаний».
Это одна из самых идеологически нейтральных тем по своему содержанию.
Куда более политически острое обсуждение должно будет начаться 12 сентября. Там будут обсуждать тему «Наша страна – Россия».
Если сделать выжимку того, что по мнению Министерства Просвещения должны вещать учителя и внимать ученики, то план занятий следующий:
1-2 классы - с детьми будут петь песню «С чего начинается Родина».
3-4 классы - с детьми будут беседовать «о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ».
5–7 классы - ученикам предложат порассуждать об Специальной военной операции (СВО), как о «проявлении подлинного патриотизма».
8-9 классы - ученикам будут объяснять цели СВО - «защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима, разоружить Украину».
10-11 классы - школьникам будут рассказывать, что «стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги»: «по-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках».
Вот взгляните на отдельные слайды, которые предложено демонстрировать школьникам.
Не все родители хотят, чтобы с их детьми обсуждали политические вопросы, оценка которых зависит лишь от стороны по которую ты находишься в конфликте. И здесь государственную идеологию (запрет на которую закреплен часть. 2 статьи 13 Конституция РФ) достаточно сложно отделить от просто воспитательных уроков в целях общего развития.
Резонанс получился настолько большой, и негативно окрашенный, что организаторы этих уроков даже удалили методички и прочие материалы (или ограничили доступ) с официального сайта, посвященных этим «Разговорам о важном».
Для тех кто не согласен с постановками вопросов в рамках «Разговоров о важном» или просто не хочет дополнительно нагружать своего ребенка имеют право отказаться от посещения этих уроков без негативных последствий.
Прежде всего это связано с тем, что этот урок позиционируется как «внеурочное занятие».
А внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Это указано в пункте 19.10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.
Аналогичные положения содержатся также в федеральных государственных образовательных стандартах для основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в пунктах 13, 14 и 18.3.1.2), и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (в пунктах 13 и 14).
В настоящее время законодательство однозначно говорит, что внеурочная деятельность для обучающегося является добровольной.
Дополнительно это подтверждается положениями пункта 1 части 1 статьи 43 Закона Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» где сказано, что обучающиеся обязаны посещать учебные занятия, предусмотренные учебным планом.
А поскольку занятия по внеурочной деятельности учебным планом, не предусмотрены, то и не являются обязательными.
Конечно сейчас в целях достижения «показателей посещаемости» родителям и детям будут «выкручивать руки», точно также как делали последние два года выкручивали всем работающим гражданам с прививками, тем не менее, законных оснований принуждать ребенка к прослушиванию «Разговоров о важном» нет.
Таким образом, посещение «Разговоров о важном» добровольная инициатива, если хотите, пусть ребенок посещает, если нет, то вы можете отказаться. В идеальной ситуации даже не надо никаких бумажек об этом писать, но поскольку мы живем в бюрократическом государстве «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек»*, то в целях подстраховки можете написать в администрацию учебного заведения письмо с отказом от посещения от этих уроков со ссылкой на вышеуказанные нормы законодательства, чтобы вашего ребенка не потеряли.
А как вы относитесь к новым еженедельным урокам «Разговоры о важном»? Мнение можете оставить в комментариях.
P.S. * С другой стороны бюрократическое государство для того и собирает разные бумажки, чтобы потом иметь механизмы давления, в том числе на идеологически неправильных «врагов народа», поэтому можете сохранять молчание относительно своей позиции.
А отправлять ребенка на уроки, после предварительного изучения плана внеурочного занятия (если конечно их вновь опубликуют, а не будут прятать). Ведь в конце концов, мало ли по каким причинам мог ребенок пропустить «урок» — к стоматологу ходил, живот болел, проспал, в конце концов.
P.S.S. Министр просвещения обещает, что никакие отчеты об этих мероприятиях собираться не будут, и «усвоение материала» оцениваться также не будет.
"Сразу успокою, отчетность собираться не будет. В этом нет никакой необходимости. Здесь важно другое - подготовить учителей к этим беседам", - сказал министр.
P.S.S.S. Судя по "не-отчетам" на сайтах школ слова министра несколько расходятся с действительностью.