А как между собой соотносятся дизайн авиационных ангаров и архитектурный стиль, называемый «сталинским ампиром»? В работах потомственного самарского архитектора Петра Щербачева – вполне гармонично!
Так же гармонично, как в его первой большой работе – Здании самарского Железнодорожного Управления сочетались неоклассицизм с рациональным модерном и османо-византийскими элементами. Облик здания напоминал и о временах Иоанна Грозного (когда была основана Самара), и о тесных связях с Востоком, и о социалистических реалиях дня тогдашнего.
Вообще по его постройкам можно читать историю нашего города. Вот стоит на улице Красноармейской, 19 первый жилой дом, построенный в Самаре после Гражданской войны. Максимальная экономичность планировки и строгость архитектурного решения полностью отражают тогдашнюю нелегкую ситуации в стране. Брутальная пятиэтажка, кстати, признана одним из образцов самарского конструктивизма.
А грандиозный Дом Красной Армии – знаковый для города проект, осуществленный уже в 30-е годы и также выполненный в стиле конструктивизма, уже утверждает своим обликом полную победу советского строя и мощь его вооруженных сил.
Причем монументальность и запоминающийся облик достигнуты без всяких элементов внешнего украшения – и только (по признанию критиков конструктивизма!) засчет «...объемно-пространственного решения, соотношения масс их контрастности и силуэтности производит очень хорошее впечатление».
Что касается работы мастера с авиационным ангаром, архитектурная история такова. В 1949-м году Щербачевым был спроектирован, а к 1955-му году реализован проект нового Губернского рынка. Время было послевоенное , на стройматериалы небогатое, зато в наличии имелся трофейный германский авиационный ангар.
Щербачев решил использовать его в качестве конструктивной основы нового рынка. Участок был выделен к северу от улицы Ульяновской, за вокзальной площадью. Будущая рыночная площадь уже была с двух сторон застроена– тоже по проекту Щербачева.
Строгий конструктивизм давно канул в прошлое, и прилегающие к будущей площади нарядные дома были в стиле сталинского ампира. Петр Александрович был мастером создания городских комплексов, и неудивительно , что архитектура главного здания рыночной площади тоже была решена в стиле советской неоклассики (кстати, сталинский ампир в Самаре на здании рынка благополучно закончился).
В середине конструкции немецкого трофея расположились торговые ряды, а в боковых пролетах – отдельные торговые "кабинеты", склады и подсобки. Щербачев, как всегда, руководил строительством лично.
Коллеги вспоминали, как он забирался на строящийся рынок и молоточком сбивал неправильно сделанные детали. А лет ему тогда было – 65!
В 1955 году рынок открылся. Руководство сразу заключило с местными сельхозпроизводителями договоры на поставку продукции, что гарантировало изобилие товаров. Горожане оценили и местоположение, и размеры, и "внешность", по народному мнению,напоминающую театр. "Губернский" как-то сразу пришелся всем по душе и быстро превратился в городскую достопримечательность.
С первых дней стал главным рынком Самары и всегда отличался богатством ассортимента, чистотой, удобством, гарантией свежести и качества. И надо сказать, своих позиций не сдавал никогда.
Даже сейчас, несмотря на засилье сетевых магазинов, остается одним из культовых мест Самары и ее гастрономическим сердцем. А поскольку совершенству нет предела, традиционный рынок постепенно расширяется и превращается в многофункциональное общественной пространство с разнообразными фуд-кортами.
Первая ласточка - кофейня с чудесной выпечкой "То самое тесто"!