По заказу Гофмаршальской части для Зимнего дворца был исполнен в 1832-м году т.н. Готический сервиз (в столовой и десертной комплектации), который был преподнесен императору Николаю I как подарок к Рождеству 1833 года. Своё название сервиз получил от того, что в его декоре явно читаются мотивы орнаментации средневековых витражей. Первоначальный комплект был рассчитан на 150 персон.
Казалось бы - где Россия-матушка, а где какая-то чуждая русской душе западноевропейская готика! К тому же в Европе (да и в России) того времени царствовал АМПИР. Ну во-первых, основной декор сервиза, при всей своей "европейскости" по рисунку и - главное! - по цветовой гамме напоминал русские узоры. И потом, ГОТИКА в XVIII-ом и в XIX-м веках не представляла из себя какое-то единое стилевой течение, а скорее, дополняла основной художественный стиль, привнося в него нотку РОМАНТИЗМА. А романтику в России как раз любили - идеи РОМАНТИЗМА соответствовали глубинной русской культуре. Правда, в России РОМАНТИЗМ в большей степени выразился не в архитектуре (хотя и там его можно встретить - достаточно вспомнить незавершённый дворцовый комплекс в московском Царицыно или вполне завершённый Чесменский дворец под Санкт-Петербургом), а в литературе. Например, самым известным русским романтиком XIX-го века по праву считается поэт, писатель и рисовальщик Михаил Юрьевич Лермонтов.
Вернёмся к сервизу. Хотя он считался парадным, не подходящим для частого использования, в реальности, однако, всё получилось с точностью наоборот: сервиз понравился настолько, что им часто сервировали столы, соответственно, предметы бились, "терялись", и для пополнения комплекта недостающие предметы заказывались, причём, не только на ИФЗ, но и на частной мануфактуре "Братьев Корниловых". И такая практика продолжалась весь XIX-й век, более того, перешла в век XX-й.
Но и этого было мало. Т.е. было решено, что сервиза, рассчитанного на 150 персон для многочисленных празднеств в Зимнем дворце явно недостаточно! Соответственно в конце XIX столетия была поставлена задача (и она была выполнена!) расширить сервиз в расчете на 200 персон.
Яркой демонстрацией сервиза и лучшим показателем его "русскости" стал знаменитый бал-маскарад 1903-го года, самый известный бал времён царствования Николая II.
Идея провести костюмированный бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых родилась у императрицы Александры Фёдоровны перед новым 1903-м годом. Бал решили провести по окончании Рождественского поста. А получилось - провели на Масленицу. 11 (24) февраля состоялся Вечер, а 13 (26) февраля - собственно сам бал.
11 (24) февраля гости собрались в Романовской галерее Зимнего дворца, приветствовали вход августейшей четы т.н. "русским поклоном", затем прошествовали в Эрмитажный театр, где слушали Ф. Шаляпина и наслаждались танцами Анны Павловой. После концерта Вечер продолжился праздничным ужином, проходившим в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Это был первый этап празднеств, и столы были сервированы как раз Готическим сервизом. А завершился Вечер танцами. Через день состоялся вторая, основная часть бала, где все гости нарядились в костюмы, стилизованные под русскую парадную одежду бояр и дворян допетровской эпохи. Памятные фотографии с бала-маскарада приводятся в галереях ниже...
Далее в галереях смотрим членов императорской фамилии и императорского двора в памятных фотографиях с бала-маскарада 1903-го года... Сейчас пошла мода - старые чёрно-белые фотографии (как и фильмы) переделывать в цветные. В интернете множество подобных поделок, смотрятся они эффектно, но я решил предоставить оригинальные изображения, без дополнительного глянца и компьютерных "подправок".
Николай рассматривал бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов Московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в. Дамы были сплошь в сарафанах и кокошниках, господа - преимущественно в костюмах "стрельцов" и сокольничих. "Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми",- записал Николай II в своём дневнике. ИСТОРИЗМ - модное течение в культуре многих европейских держав начала XX-го века - привело к быстрому и повсеместному развитию национализма. Как всегда бывает - у тенденции есть две стороны: позитивная и...
Предметов сервиза за многие годы доделали во множестве (очень возможно, что и фирма "Братьев Корниловых", кроме заказа на доделку, какие-то предметы сервиза изготавливала и "для себя", а затем пускала в свободную продажу), - и потому сейчас они хранятся не только в музейных фондах, но и находятся во многих частных коллекциях. И стоят, конечно...
В последнее время на ИФЗ нашло "поветрие" - восстанавливать (воссоздавать) старые формы и рисунки. Так случилось и с чайным Готическим сервизом, рисунок которого ныне воссоздан на "восстановленной" форме (фасоне) "Александрия", стиля АМПИР, в своё время (1820-е годы) разработанного специально для сервиза, предназначенного для петергофского дворца "Коттедж". Прекрасная возможность "вложения средств" - для людей, имеющих много "лишних" денег...
А вот ещё одна современная фантазия на готическую тему. Тройка (бокал, крышка, блюдце) от ИФЗ. Это уже "внуки" того, самого первого Готического сервиза. Живут и здравствуют!
Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.