Найти в Дзене

История невозможного подвига в блокаду

Здравствуйте, друзья!

Сегодня хочу рассказать еще одну историю про блокадный Ленинград. Историю очень большого и значимого подвига.

Когда мы говорим о Ладожском озере в период блокаду - сразу же ассоциируем его с ледовой Дорогой Жизни. И идущими по ней колоннами грузовиков - полуторок.

Полуторки на Ладоге
Полуторки на Ладоге

Но это не совсем так, о чем я уже писал. И самое интересное - что по дну Ладожского озера шли электрические кабели, для того, чтобы дать Ленинграду электричество.

Но блокада - это не только страшный дефицит продовольствия и сырья для заводов. Это еще и чудовищный дефицит горючего, которое так необходимо было Ленинграду.

Топливо необходимо для Ленинграда, для пожарных, для автомобилей, а самое важное и главное - для техники Ленинградского фронта. Толку от Катюш и танков, если им не на чем ехать.

До наступления зимы топливо в Ленинград доставляли в ж/д цистернах, которые цепляли к баржам.

Цистерны с топливом
Цистерны с топливом

Ненадежно, долго, дорого, да и вражеская авиация делала свое грязное дело.

Поэтому после первой блокадной зимы отдается приказ - сделать невозможное.

А именно - проложить по дну Ладоги трубопровод. За 50 дней. Это была невозможная задача. Никто никогда в мире до этого трубопроводы под водой не прокладывал. А делать это в условиях постоянного авианалета - та еще задача.

И этот подвиг, о котором мы сегодня говорим, не был бы возможен без еще одного подвига. Ижорский завод, находившийся под постоянными обстрелами и бомбежками обязался уже через 2 недели отгрузить порядка 600 тонн труб. И со взятыми на себя обязательствами завод справился.

На берегу трубы развозили грузовиками, складывали в траншеи и сваривали участки по 40 метров. Все это делалось под прикрытием лесов и нашей авиации.

Но если на берегу проложить трубы было относительно просто, то впереди была архисложная задача - проложить 27 километров труб по дну Ладожского озера.

Сами трубы сваривали секциями по 200 метров. Затем проверяли давлением на герметичность. Потом такую секцию привязывали к барже и та вытягивала ее в воду. Когда до берега доходил конец трубы, баржа останавливалась и к концу трубы приваривали начало следующей секции. И так раз за разом, пока не получалась труба длиной 1-2 километра. Сама труба держалась на плаву за счет привязанных к ней бревен.

Создание трубопровода
Создание трубопровода

И только когда труба достигала максимальной длины (1-2 километра), ее опускали на дно (это происходило по частям). Один конец трубы опускался на дно, к другому концу приставляли другую трубу, приваривали, топили стык, а к плавающему концу привязывали конец другой секции и так далее.

И герои, работающие на Ладожском озере сделали невозможное - трубопровод был проложен за 43 дня вместо отведенных 50.

Карта трубопровода
Карта трубопровода

Если говорить в цифрах, то выглядит это так:

1. В авральном режиме под носом у немцев Ижорский завод поставил 600 тонн труб.

2. Под бомбежками и обстрелами на Ладожском озере было сварено более 5000 стыков.

3. Пропускная способность трубопровода составляла 150 тонн топлива в сутки.

4. За все время работы трубопровод дал Ленинграду и Ленинградскому фронту более 40.000 тонн горючего.

5. Приказ о начале строительства трубопровода был отдан 20 апреля 1942 года. Уже в начале июля на Ленинградский фронт пошли бензовозы под завязку наполненные поступившим по трубе топливом.

6. Трубопровод был проложен за 43 дня. И это не просто трубы - это и исследование дна Ладожского озера на всем участке, испытания, проектные работы и так далее.

Кстати, идея трубопровода была предложена первой в стране женщиной - водолазом (глубоководником) Соколовой Ниной Васильевной.

Соколова Нина Васильевна
Соколова Нина Васильевна

Всем хорошего настроения, оставляйте лайк и до новых встреч!

---------------------------------

Ознакомиться с нашими экскурсиями, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже:

Стоимость и описание экскурсий