Всем привет! Вот и пришёл долгожданный сентябрь. Нарядные школьники, родители, учителя… У страны праздник! Шумно, красиво, звонко! На лицах улыбки! Все поздравляют друг друга с пожеланиями терпения, здоровья, отличной учёбы.
Отличная учёба. Отличники. А зачем вам, родители, ребёнок – отличник? Зачем нам, учителям, отличник? Хорошо ли ребёнку быть отличником? Давайте попробуем ответить на все вопросы.
Зачем учителю ребёнок – отличник? Не будем кривить душой, для многих учителей – это качественный показатель работы учителя при аттестации. Но для меня – это первый помощник при проведении уроков. Дети – отличники начитаны, у них хорошо развита речь; они готовы делиться своими знаниями, на уроках активны. Когда в классе есть такие дети, уроки проходят интересно, живо. Учитель, опираясь на опыт этих детей, может задать более высокий вектор развития всему классу. А это очень хорошо, потому что программный материал выходит за рамки. В связи с этим качественный показатель улучшается у всего класса. Но к этой категории относятся дети, которым учёба даётся легко – это отличники от природы. Дети получают удовольствие от познания. Родители не заставляют их делать уроки, не контролируют процесс обучения. Родители этим детям доверяют. И если у такого ребёнка – отличника вдруг вышла отметка за контрольную работу ниже «5», родители не бьют тревогу и не звонят во все инстанции, потому что понимают, что ребёнок где-то был невнимателен, либо не выучил материал. Да и сам ребёнок в состоянии объяснить, почему получил отметку ниже ожидаемой.
Другая категория детей – отличников – это отличники поневоле. Родители этих детей систематически звонят учителю после каждой проведённой контрольной (проверочной) работы, либо опроса, когда вместо желаемой пятёрки стоит другая отметка. Причём, ещё не успел закончиться урок, а в СМС-сообщении появляется фраза «Добрый день, Светлана Геннадьевна. А за что у моего (моей) … «3»? Дома всё учили».
Во второй четверти 2-го класса (именно тогда начинаем выставлять отметки) родительское собрание посвящается теме оценивания устных и письменных работ учащихся. Здесь доступно объясняется, за что выставляется та или иная отметка. Многие школы на своём сайте выставляют «Положение о порядке выставления текущих, четвертных, годовых и итоговых отметок». Вопросов у родителей не возникает. Но как только наступает пора оценивания, родители категорично не согласны с отметкой ребёнка, каждый раз делая упор на то, что он (ребёнок) без запинки дома пересказал текст, либо без помощи родителей выполнил задания по математике. Но самое "лучшее" объяснение того, что ребёнок получает «3», это потому, что он боится учителя. Причём это делается с таким напором, как будто учителя специально создают неприемлемые условия для ребёнка.
На первых порах я стараюсь объяснить родителям причину вдруг появившейся «3». Хотя, любое оценивание работы ребёнка на уроке учителем комментируется, и ребёнок должен уметь доносить родителям, почему и за что он получил ту или иную отметку. Позже начинаешь понимать, что это прямое вымогательство родителями отличных отметок для своих детей. Если ребёнок знает таблицу умножения, он никогда не напишет математический диктант на «2».
Например, при беседе с ребёнком выясняется, что он не готовил пересказ по окружающему миру, а только почитал, хотя родители утверждают обратное. Но окружающий мир предполагает вдумчивое чтение, в процессе которого следует обращать особое внимание на терминологию. Домашнее задание по окружающему миру предполагает не чтение текста, а его пересказ, возможно с опорой на вопросы. Причём изучение отдельных тем предусматривает ещё и работу в тетрадях. Этому мы также учим на своих уроках. Так вот, ребёнок просто почитал, а феноменальной памятью он не обладает, плюс подзабыл, о чём говорилось при изучении данной темы на предыдущем уроке – окружающий мир не каждый день. Результат тестирования – три правильных ответа из пяти. Что ставить? Конечно «3»! И тут родители задают встречный вопрос «А можно эту тройку исправить?» Что значит можно? Меня такой вопрос ставит в ступор. «Тройка» получена заслужено, исправить её нельзя – все в равных условиях.
Здесь я тоже начинаю задавать вопросы себе, на каком основании родители звонят и пишут учителю, почему ребёнок получил «3»? Почему родители не дождутся появления ребёнка дома и не зададут ему этот вопрос? Почему родители дают понять ребёнку «не переживай, я твои проблемы решил, у тебя будет «5»! Не надо лукавить; родители прекрасно знают возможности своего ребёнка. Редко, когда учитель ошибается при выставлении отметки.
Итак, родители второй категории детей – отличников поневоле «прижали» учителя, заставив его на следующий день уделить внимание ребёнку, который уже относительно хорошо выучил домашнее задание, с целью получения хорошей отметки. Ведь скоро конец четверти! Вы думаете, ребёнок более ответственно стал подходить к подготовке последующих уроков? Как бы не так! Эта категория детей – отличников знает, что не обязательно быть всегда готовым, есть мама, которая решит все твои проблемы. Конечно, такие отличники не показатель качества. Такие дети на уроках неактивны, при устных ответах речь скомкана, без доказательной базы. Ответы часто односложны. Они не задают тон уроку. Они являются хорошистами … с натяжкой. Но родители не сдаются, потому что они видят своих детей отличниками. Мало того, что они давят на учителей, так они не оставляют в покое и своих детей, которые не очень-то и хотят быть отличниками. Для них эта ноша тяжела. Я-то вижу усталость в глазах детей от бесконечного «надо исправить». Почему бы родителям сразу не помочь детям полноценно подготовиться к урокам? Или тоже надеются на русский «авось»?
Всегда говорю своим родителям, подумайте, каким вы видите своего ребёнка – спокойным, уравновешенным, с желанием ходить в школу, но имеющим «3» и «4» или нервным, плаксивым, но с «5»? Если у ребёнка будет «5», полученная таким способом, будут ли у него знания?
Не думайте, что учителя – монстры. Мы работаем с детьми и видим способности каждого. Очень часто мы оцениваем работу детей на балл выше, чем следует. Мы понимаем, что перед нами малыш, которого надо поддержать, которому надо помочь осознать, что учитель – твой помощник, учиться несложно, надо только захотеть. Иногда на первых порах, чтобы не убить интерес к школе, не ставим «2». Но каждый раз подводим к тому, что хорошая отметка должна быть заслуженной. Много вопросов!
Итак, чтобы вы были уверены в том, что ваш ребёнок получит «5», помогите ему: читайте, пересказывайте, задавайте вопросы, требуя развёрнутых ответов. Обратите внимание на полноту и правильность выполнения домашней работы. Подскажите ребёнку, если обнаружили ошибку, но не исправляйте её. Пусть ребёнок найдёт её сам. Настраивайте ребёнка на положительные эмоции от общения с одноклассниками, учителем. Помогите ему понять, что каждый имеет право на ошибку. А чтобы этого не произошло, надо быть внимательным. Подумайте, готов ли ваш ребёнок быть отличником? Ведь это не только каждодневный упорный труд, но и хорошая память, развитое мышление, речь… Отличник – это не отсидеться на уроке, а быть первым помощником учителя.
С вами была Светлана Калинская. Есть вопросы, пишите. Жду ваши лайки.