Мне очень нравится заглавный кадр с Янкой. В нём фотограф словно смог поймать лирику певицы и тот мир, который она создавала в своих песнях. Принято считать, что её стихи были беспросветными и состояли из каких-то труб у начала кольцевой дороги и прочих светофоров с трамвайными рельсами. Функцию индустриального торжества здесь как раз выполняют опоры ЛЭП на заднем фоне и градирня. Но ведь её стихи были наполнены не только какой-то тоской и сумраком. На мой взгляд, там было место и чему-то светлому. Именно это светлое и отображают березки. И вообще, по-моему, этот снимок в точности показывает всю суть нашего сибирского панка. Вот она с одной стороны грубая индустрия и торжество человека над природой, но вот она и эта самая природа о которой мы никогда не забываем.
Сталкивался я с мнением о том, что если бы кто-то другой, а не Егор Летов делал Янке звук на альбомах, то вышло бы всё куда лучше. С моей точки зрения это мнение тоже в корне неверное. Ведь она прекрасно слышала всё то, что получалось на выходе. И если бы ей не нравилось, то уж без сомнений Игорь Федоровичу она бы об этом сказала. Так что пытаться тут предъявлять ему претензии бессмысленно. Впрочем, шутка о том, что если его пустить в группу хоть флейтистом, хоть барабанщиком то всё равно на выходе получится «Гражданская Оборона» имеет основания. Он действительно создавал собственный неповторимый вал грязного и узнаваемого звука.
Естественно тень Летова присутствует на всех записях Янки и даже когда она играет в акустике, всё равно где-то незримо парит Летов. Вот только его обвинять не стоит в том, что он был настолько огромен. Да и ещё большой вопрос как бы сложилась судьба Янки, если бы не он. В конце концов, именно благодаря ему вообще остались какие-то студийные записи. Не запиши он песни Дягилевой, то может быть вообще от неё остались бы лишь какие-то легенды как о десятках других хиппи того времени.
Впрочем, была ли Янка хиппи тоже большой вопрос. Вообще те, советские неформалы в первую очередь старались жить вне системы, а какие-то ярлыки им были и не особо-то нужны. Тем более Летов в итоге пришёл к классическому року 60-х в своей музыке, но его до конца жизни относили к панкам. Кем же была Янка судить сложно. Если бы не многочисленные рассказы о ней близких друзей, то можно было бы подумать, что она жила в перманентной депрессии. Вот только её описывают как невероятно весёлую девчонку. На мой взгляд, в этом и кроется парадокс.
Сочинять невероятно грустные песни и при этом улыбаться. Можно предположить, что внутри неё жил какой-то свой собственный мир, но в ком из нас он не живёт? Рискну предположить, что она была очень светлым человеком, но заглядывающим по ту сторону дозволенного. Как известно если долго вглядываться во тьму, то в итоге она начнёт вглядываться в тебя. Кто-то выдерживает это испытание, а кто-то уходит. С Янкой случилось именно последнее.
Можно долго строить теории о том, как бы пошла её жизнь, не уйди она так рано, но, на мой взгляд, особых перспектив в её жизни не просматривалось. Тем более она никогда не была борцом, всё-таки мы же ведём речь о женщине, тем более ранимой, судя по её песням.
Яна Станиславовна Дягилева не застала новую Россию и уж тем более не покидала никогда пределы Советского Союза. Её концерты можно пересчитать по пальцам. Не так уж много в 80-х наши музыканты выступали, да и альбомов она успела записать немного. Тем не менее, в некотором роде перед нами феномен. Ведь её нет уже несколько десятков лет, а интерес к её персоне сохраняется. И это при учете того, что она никогда не была популярна так, как Виктор Цой или прости господи Игорь Тальков.
Однако её песни поют до сих пор. В том числе и такие люди как, например Юта или Пелагея. Делали кавер на песню Янки и ребята из группы «Пилот». Самое же удивительное для меня событие было, когда Massive Attack исполнили на своём концерте композицию «Печаль моя светла». Исполняли у себя в Манчестере, а не на гастролях в России. То есть это делалось для себя, а не в угоду публике.
Конечно, о каком-то международном признании говорить не приходится, но оно и не нужно. Вы обратите внимание на фотографии. Тут кадр с коммунальной кухни, там, рядом с ЛЭП. Янка же там жила, вот в этом мире который нам всем знаком и её печали понять и прочувствовать сможет только тот, кто живёт здесь. Потому-то и нет никаких сомнений, что её печаль была светлой, как и у любого другого русского человека.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.