Найти в Дзене
Норвик Банк

Троглодиты XXI века

Пещерные дома в Тунисе. Автор фото – Наталья Сидорова
Пещерные дома в Тунисе. Автор фото – Наталья Сидорова

Для большинства из нас жить в пещере – мягко говоря, экзотика. Кажется, что времена пещер прошли для человечества навсегда еще много тысяч лет назад и поселиться в такой «квартире» можно только в исследовательских целях или в какой-то экстремальной ситуации. И все же, в мире до сих пор огромное количество людей совершенно добровольно поколениями живут под землей.

Плюсы пещерной жизни

Один из самых привлекательных аспектов жизни в пещере в XXI веке – цена. Благодаря тому, что природа или работники, добывавшие строительный камень или какие-то полезные ископаемые, уже поработали за владельцев, цена постройки и стройматериалов для такого дома сводится практически к нулю. Если позволяет порода, себе можно нарыть сколько угодно помещений под любые нужды, хватило бы трудолюбия. Чаще всего строительство сводится к установке одной стены на входе и окон с дверями в «комнатах».

Внутри исторического пещерного дома во Франции, долина Луары. Фото с сайта seedordogne.com
Внутри исторического пещерного дома во Франции, долина Луары. Фото с сайта seedordogne.com

Благодаря тому, что со всех сторон пещерных жителей окружает огромная масса породы, в таких жилищах как правило очень ровная температура. В жарком климате ценят прохладу, а если она еще получается безо всяких кондиционеров, это вдвойне приятно. Точно так же, толща спасет от переохлаждения зимой, сохраняя тепло и позволяя экономить на отоплении.

Пещеры по-французски

Самые известные обитатели подземелий во Франции живут в долине Луары. Они с гордостью называют себя «троглодитами» (в дословном переводе с греческого «троглодит» - «пещерный житель»), ценят свое неповторимое жилье и традиции.

Когда-то, в Меловом периоде, на месте Франции плескалось мелкое теплое море, в котором жили многочисленные беспозвоночные и примитивные акулы. С тех пор прошли миллионы лет и бывшее морское дно превратилось в известняковые утесы. Мягкий белый камень легко обрабатывается и со времен Римской Империи его добывали для строительства и производства известки. А оставшиеся пустоты в горах «дорабатывали» под дешевое жилье местные жители и так появились фермы и целые пещерные деревни, в некоторых из которых живут до сих пор. Всего во Франции живет в пещерах несколько десятков тысяч человек.

Пещерной жизнью не гнушалось в свое время и благородное сословие – известен замок Виньоль в городке Сюзе-Шампиньи. Он будто «вырастает» из мелового утеса, а половина его помещений скрывается в нем. Самой известной хозяйкой замка Виньоль считается Маргарита Анжуйская, бывшая в свое время королевой Англии, а сегодня замок «работает» отелем.

Китайский вариант

Традиция проживания в пещерах в Китае насчитывает несколько тысяч лет. Такие дома называются по-китайски «яодун» - дом-пещера. Они, как правило, связаны с местностью, где залегают лёссы, специфический тип осадочной горной породы, похожей на очень плотно слежавшуюся глину, смешанную с песком.

Пещерные дома в провинции Шаньси. Фото - Meier&Poehlmann
Пещерные дома в провинции Шаньси. Фото - Meier&Poehlmann

Лёсс достаточно прочен, чтобы держать форму, но при этом легко копается даже самыми простыми инструментами. Благодаря этому сочетанию свойств китайцы издревле рыли в лессовых откосах и холмах самые разнообразные формы жилья, от пещеры на одну семью, до настоящих «многоэтажек», в которых жили целыми деревнями. Другой тип яодуна – вырытый в ровном грунте. Сперва вниз копается квадратный внутренний дворик, потом от него в стороны роют комнаты-галереи.

Главное в эксплуатации яодуна – регулярно укреплять своды, пропитывая их глиняной болтушкой или цементом и тщательно вентилировать дом, чтобы он не отсыревал. Из-за этого в яодунах часто делают печи в самой задней части дома, глубже всего, чтобы печная труба заодно работала как вентиляционная шахта, постоянно протягивая воздух от входа. В «пещерах» проводят электричество, интернет, водопровод и канализацию, так что по уровню удобства они не уступают городской квартире.

В свое время, в лессовых пещерах в Яннани, провинция Шаньси, жил и планировал военные операции сам основатель современного Китая Мао Цзедун, в них же работал целый подпольный университет. По данным на середину 2000-х годов в яодунах в Китае живет около 40 млн человек. С одной стороны, яодуны считают пережитком прошлого Китая, с другой – многие представители молодого поколения видят свои достоинства в экологичности и дешевизне такого жилья.

И в далекой-далекой галактике…

Отель Сиди Дрисс – «ферма» из «Звездных Войн». Фото - Panegyrics of Granovetter
Отель Сиди Дрисс – «ферма» из «Звездных Войн». Фото - Panegyrics of Granovetter

В классических «Звездных Войнах» всем запомнился образ построенной под землей фермы на песчаной планете Татуин, где живет приемная семья главного героя. Но никакой фантастики – Татуин снимали не просто у нас на Земле, а в самом обычном местном жилье в провинции Ксур на юге Туниса, которая известна традициями пещерного проживания.

Жизнь в подземных домах Туниса зависит от единственного фактора, воды. Пробитые через слои известняка и песчаника до водоносных горизонтов глубокие колодцы обеспечивают и людей, и животных, и растения влагой. Еще одна характерная примета местного хозяйства – выдолбленные в той же породе огромные цистерны для сбора воды от дождей, которые периодически случаются весной.

Колодец во дворе подземного дома. Автор фото – Thierry ben Abed
Колодец во дворе подземного дома. Автор фото – Thierry ben Abed

Около 2500 жителей прославившейся на всю галактику деревни Матмата живут в выдолбленных в камне домах. Конструкция местного жилища призвана защищать обитателей от палящего солнца и жары. В основе – выдолбленный в горной породе внутренний двор, а от него отходят жилые и хозяйственные помещения. Отдельные дома соединены подземными коридорами, образующими сеть защищенных от жары «улиц», по которым можно сходить в гости к соседям.

Всего в Тунисе в пещерах живет около 26 тысяч человек. В жарком климате и при дефиците строительного материала такой подход становится единственно верным. И решения, которые были найдены несколько тысяч лет назад, остаются как никогда актуальными в XXI веке.

Наука
7 млн интересуются