"First Electronic Live-To-Digital Album"©
Услышать этот альбом снова было таким же маленьким потрясением, как и 40 лет назад. Для тех из вас, кто не знаком с этим альбомом или периодом времени, тогда был спор о том, кто именно записал первый "цифровой альбом".
"E = MC²" (1978) Джиорджио Мородера был продан лейблом Casablanca Records (ныне известным как Polygram) как «Первая электронная запись в цифровом формате». Рай Кудер также утверждает, что выпустил первую цифровую запись для Fleetwood Mac "Tusk". Ладно, кому как нравится.
По современным меркам, музыка здесь покажется устаревшей, древнее даже, чем дебютный альбом «Депеш Мод». Однако, что меня привлекает в этом альбоме, так это то, насколько дальновидным он, должно быть, был для 1978 года. Сама музыка похожа на что-то из начала 2000-х в период расцвета стиля электроклэш (пятиканальные исполнители в нём найдутся по ссылке внизу).
Другое дело, для тех из нас, кто слушал её в 1979 – 1980 годах, когда она была актуальной, до сих пор так приятно здорово вернуться к этой милой сердцу «простой электронике», созданной с помощью непростых «Мугов».
Исполнитель: Giorgio- E = MC² (1978, диско)
С чувством глубокого удовлетворения приятно снова услышать эту музыку, которую ранее было практически невозможно найти на компакт-диске. Первоначально «формула Эйнштейна» была выпущена на лейбле Oasis и распространялась фирмой Casablanca в США. Наконец-то альбом был переиздан немецким лейблом Repertoire. Говорят, однажды, для одного из тех прессов матрицей послужил виниловый диск со всеми его скрипучими артефактами. Как это печально в случае с «цифрой»!
Издание, которое я здесь разбираю, содержит оригинальный альбом, а также две дополнительные записи – ассоциативные тому времени песни. Я всегда думал, что на этом альбоме у Мородера были певицы, и был удивлен, узнав, что весь фальцет-вокал на этом альбоме был записан им самим (либо естественным путем, либо с помощью электроники).
Кроме того, существует тот факт, что это цифровая версия pre-CD.
Recorded live digitally by: Soundstream, Inc. except for pre-recorded 2nd and 3rd part harmonies
Другими словами, не было необходимости в "цифровом ремастировании", поскольку и студийная лента, и последующее редактирование были полностью цифровыми. Прочтите статью в Википедии о Soundstream, студии, которая создала систему записи. Это потрясающе увлекательно для любого меломана или технически мыслящего человека. Soundstream, по-видимому, записывался цифровым способом с 1975 года!
На задней крышке есть скриншот зеленого экрана компьютера с электронно-лучевой трубкой, показывающий увеличение некоторой точки редактирования. Сейчас это обычное дело, верно? Угадайте, какая дата стоит в углу экрана... 1979 год!
Конечно, 16-битная версия не оставляет места для увеличения громкости и т.д. И поэтому в настоящее время мы знаем, что 24-битная версия - это правильный путь. Тем не менее, четкость и отсутствие шумового поля являются выдающимися для записи такого возраста.
Проверим? Ещё интереснее будет узнать совместимость жирных стереоэффектов прошлого, всех этих квакающих синтезаторов, с современным программным расширением звука для домашнего кинотеатра.
Нужен диск и система 5.1.
Giorgio "E = MC²" (1978) CD (2001)
Giorgio "E = MC²" (1978)
1. Baby Blue [4:54]
2. What A Night [4:54]
3. If You Weren't Afraid [5:40]
4. I Wanna Rock You [6:32]
5. In My Wildest Dream [4:37]
6. E=MC2 [4:32]
7. Love's In You, Love's In Me (Bonus Track) [3:35]
8. Evolution (Bonus Track) [15:15]
Производство:
Artwork: G. Parsons*, Gribbitt!, H. Vizcarra*
Computerized Digital Editing: B. Rothaar*, J. Bloomenthal*
Illustration: Shusei Nagaoka
Mastered by B. Gardner*
Photography by R. Slenzak*, Computer Photography by D. Ingebretsen*
Producers: Giorgio Moroder, Harold Faltermeyer
Recorded live digitally by: Soundstream, Inc. except for pre-recorded 2nd and 3rd part harmonies
"E=MC2. Music programmed as burst of energy. Energy coded numerically to micro-computers. Recorded by digital process and edited by computer. Energy is once again reproduced as music. Without distortion and noise. Approaching pure sound.
E=MC2 is a revolutionary human + computer collaboration. Live performance involves 25 computerized synthesizers. 4 computerized pianos. 3 micro-composers. Drums and electronic percussion. Vocals. Instruments are synch-locked to digital reference tone or external clock which acts as electronic conductor's baton. Ultimately, digital technology and human creativity merge in live concert.
E=MC2 is finally a complicated way of comprehending energy... simply. Understanding ultra-scientific language of digital process is... unnecessary. The future can best be understood with the ear and felt with the body. After all is said: we speak of music."
Recorded live digitally by: Soundstream, Inc. except for pre-recorded 2nd and 3rd part harmonies
Oasis / Casablanca Record & Filmworks, Inc. / Repertoire (REP 4948) © 1979 / 2001
Запускаю диск в ход:
1. Баланс. Нет, но близко.
2. Статика. А вот тут на нашей улице праздник: биомасса из живой электроники и таких же вокалов дискретно булькает из всех каналов. Стараются тарелочки и прочие перкуссии.
3. Динамика. Динамические эффекты проявляются в огибающих по флангам коротких перелётах, и ответов им из тыла по направлениям во фронт и к слушателю.
Вывод.
Замысловатое стерео-сведение дало толчок и запустило обнадёживающий окружающий звук.
1. Baby Blue = 7;
2. What A Night = 8;
3. If You Weren't Afraid = 8;
4. I Wanna Rock You = 8;
5. In My Wildest Dream = 9;
6. E=MC2 = 5;
7. Love's In You, Love's In Me (Bonus Track) = 8;
8. Evolution (Bonus Track) = 7.
Средний балл = 8.
Резюме.
Определенно рекомендуется для поклонников Giorgio и уникального звучания синтезаторов конца 70-х. Он действительно является «крёстным отцом» электронной поп-музыки. Каждый раз, когда вы слушаете электронную танцевальную, техно, транс и эмбиентную музыку, помните, что Джорджио начал всё это в середине 70-х вместе с другими группами, такими как Kraftwerk и Tangerine Dream.
В конце статьи приведу несколько не менее интересных фактов.
В коде альбома, в финале заглавной композиции "E = MC²", перечисляются исполнители, или назовём их как в кино, титрами, исполняемые с помощью вокодера. Их следует читать и понимать вот так:
This album was produced by: Giorgio Moroder and Harold Faltermeyer.
All keyboards and programming by: Harold, with a little help from Giorgio.
On drums and percussion: Keith 'Foot' Forsey, recorded live-to-digital, at Rusk sound studio.
Digital system by: Sound Stream, incorporated.
Roland's Micro-composer programmed by: Harold, assisted by Brian Gardner.
Engineered and mixed by: Harold, Giorgio and Juergen Koppers 'The Floppers'.
Second engineer: Steven Smith, assisted by Carolyn Tapp and Roman Olearczuk.
Keyboards played on piano-coder, engineered by: 'Merlin' Bogan.
Tea and coffee by: Laurie Kanner.
Energy equals MC squared.
Thank you Albert.
Благодарность выражается, как вы понимаете, А. Эйнштейну.
А вот и обещанные мною ссылки на исполнителей в стиле электроклэш:
Fischerspooner "#1" DD 5.1: Электроклэш!
Goldfrapp "Supernature" SACD 5.1: шарм 80-х во всей красе
Кому интересно, какими работами ещё прославился японский дизайнер Шусей Нагаока (Illustration: Shusei Nagaoka), загляните и сюда:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 24 серия: Space "Just Blue" (1978)
На этом я выражаю надежду, что разбор ап-миксов с музыкой маэстро не прервётся. Следите за обновлениями.
Диск тестировался с помощью:
Ресивер: Denon AVR-X4700H
Ап-миксер (up-mixer): Game: Multi-Chanel Stereo
Σ = 8
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Tangerine Dream "Phaedra" Blu-ray 5.1: Федра или «Пурга в Арктике»
Schiller "Leben" SACD 5.1: Жизнь в релаксе
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 49 серия: Secret Service "Top Secret* (*Greatest Hits)" (2000)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 8 серия: Jean Michel Jarre "Oxygene 7 - 13" (1997)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 9 серия: Vangelis "Albedo 0.39" (1976)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 15 серия: Bluchel & Von Deylen "Mare Stellaris" (2004)
Gary Numan "Anthology" MLP 5.1: Берсеркер новой волны
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 29 серия: Gary Numan "Intruder" (2021)
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!