Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Бани как искусство. Круглые бани в Санкт-Петербурге

«Мовницы», «влазни», «мыльни» известны на Руси как минимум с X века. Сначала это были деревянные постройки без излишеств, а со временем стали возводить изысканные архитектурные сооружения. В какой бане Дербента могли мыться только незамужние девушки, что означает название Сары-Гюзель, кто строил бани в Царском Селе для Екатерины II, что Федор Шаляпин назвал «царь-баней» и где находится «баня-шайба» — читайте в нашем материале.

Александр Никольский. Эксперементальный проект бани с бассейном. Макет. 1927. Иллюстрация из книги Галины Оль «Александр Никольский». Ленинград: издательство «Лениздат», 1980
Александр Никольский. Эксперементальный проект бани с бассейном. Макет. 1927. Иллюстрация из книги Галины Оль «Александр Никольский». Ленинград: издательство «Лениздат», 1980

Это проект ленинградского архитектора Александра Никольского и его помощников — Владимира Гальперина, Николая Демкова, Александра Крестина. В середине 1920-х годов команда начала работу над банями в стиле конструктивизма. Первый стройпроект в результате стал самым долговечным — Круглые бани в районе Лесной работают до сих пор.

Раньше на пятачке у современной площади Мужества в Лесном сходились несколько улиц и тоже располагались бани — в 1882 году их спроектировал архитектор Павел Сюзор. А с наступлением советской эпохи изменился сам концепт банных комплексов — там должны были не только мыться, но и заниматься спортом и оздоровлением.

Александр Никольский, Владимир Гальперин, Николай Демков и Александр Крестин. Проект круглой бани в Лесном (фрагмент). Центральный и боковой фасады, план, боковой и центральный разрезы. 1925. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Александр Никольский, Владимир Гальперин, Николай Демков и Александр Крестин. Проект круглой бани в Лесном (фрагмент). Центральный и боковой фасады, план, боковой и центральный разрезы. 1925. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Экспериментальный проект Никольского напоминал летающую тарелку в стиле супрематизма. Здание-кольцо построили двухъярусным. По контуру находились банные помещения, а в центре — бассейн под стеклянным куполом. Баню должен был окружать сад, а на крыше планировали устроить солярий. Но построить удалось только упрощенную версию — для более экономичной эксплуатации.

«В моечной было достаточно большое количество жестяных шаек с ручками, из расчета по две на каждого: в одной стоять, в другой — мыться. Но некоторые посетители захватывали по три шайки и мылись не в одной, а сразу в двух. Из-за этого иногда возникали ссоры».

Галина Есиновская. «Записки старожила»

Круглые бани в Лесном. Ленинград. Архитекторы: Александр Никольский, Владимир Гальперин, Николай Демков и Александр Крестин. 1927–1930. Фотография: Борис Игнатович / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Круглые бани в Лесном. Ленинград. Архитекторы: Александр Никольский, Владимир Гальперин, Николай Демков и Александр Крестин. 1927–1930. Фотография: Борис Игнатович / Мультимедиа Арт Музей, Москва

«Баня-шайба», как называли ее местные жители, работала даже в годы войны. Закрывалась только с осени 1941 года по апрель 1942-го — тогда в блокадном Ленинграде были перебои с электричеством, водой и топливом. А сегодня в нее может попасть каждый желающий — попариться в русской парной, прогреться в турецком хаммаме, посетить бассейн под открытым небом.

Автор: Татьяна Григорьева