Многие считают, что глина — это что-то сравнительно молодое. В действительности, именно глины сохранили для нас в мельчайших деталях окаменелости, которым 160 (аммониты подмосковных Бронниц), 350 (наутилоидеи Калужской области) или даже 500 миллионов лет (кембрийские брахиоподы из глинистых прослоев песчаников Ленобласти).
Глина способна консервировать не только раковины и кости, но и мягкие ткани — например, щупальца и чернильные мешки головоногих моллюсков. Но сохранить окаменелости из глин часто является нетривиальной задачей: только что это — красивая раковина, а спустя пару недель, когда образец высохнет — невзрачный серый порошок. Как сохранить такие находки?
Рассмотрим консервацию подобных образцов на примере Подмосковья. Знаменитое месторождение в районе Бронниц славится небольшими, но очень красивыми пиритовыми аммонитами, в основном родов Amoeboceras и Perisphinctes. Эти образцы обычно довольно прочные и нуждаются, разве что, в парафинизации (зачем это, что такое пиритовая болезнь и как с ней бороться — расскажу отдельно).
Но в других слоях, где объемных «золотых» аммонитов нет, встречаются не менее удивительные находки: «рогатые» гастроподы Dicroloma и Bicorempterus, перламутровые отпечатки совершенно целых аммонитов с сохранившимся устьем и хрупкими «ушками», а в уникальных случаях — даже целые отпечатки юрских рыб. И с этими находками как раз встает вопрос консервации.
В реализации первой части затеи — довезти находки до дома — здесь помогает мороз. Дело в том, что выходящие в Бронницах глины оксфордского яруса верхней юры доступны только зимой. К лету, когда уровень воды в Москве-реке поднимают к началу навигации, они оказываются скрытыми под водой.
Неукрепленная оксфордская глина из Бронниц бывает в трех состояниях: замороженном, жидком и порошкообразном. Поднятые из реки и вынесенные на мороз плитки замерзают и становятся вполне твердыми: все, что нужно для сохранности на этом этапе — замотать их в пищевую пленку (для предотвращения потери влаги), а сверху в газету (чтобы не повредить хрупкие находки). Но, перенесенные в теплое помещение, плитки сперва расползаются, а затем, по мере высыхания, рассыпаются в порошок. Поэтому, принеся находки домой, следует либо сразу же браться за укрепление и препарацию, либо сложить материал на промороженном незастекленном балконе, либо убрать до лучших времен в морозильную камеру.
Для укрепления бронницких и других глиняных плиток я использую жидкий (разведенный водой в соотношении от 1:2 до 1:5) раствор клея ПВА. Сама процедура проводится многоэтапно и совмещается с препарацией.
Выглядит это так. Слегка подчищаем скальпелем и иглой находки (не пытайтесь расчистить полностью, сломаете). Щедро промазываем широкой и мягкой кистью не до конца еще оттаявшие плитки первым слоем жидко разведенного ПВА — до тех пор, пока он не перестанет впитываться. Размещаем материал на куске фанеры и накрываем сверху полиэтиленовым пакетом — это нужно, чтобы глина не высыхала слишком быстро и не покрылась трещинами.
Затем, через несколько часов, вновь подчищаем находки и снова пропитываем ПВА — на этот раз чуть более густой консистенции. Особое внимание следует уделять слоистым торцам: именно с них глина начинает трескаться и рассыпаться, поэтому клея здесь лучше не жалеть. А вот саму окаменелость следует покрывать минимальным количеством клеевого раствора.
Если окаменелость содержит пирит — лучше вообще ее не пропитывать, а укреплять только породу вокруг. Клеевой слой на пиритовой раковине «запрет» воду внутри, заставив ее медленно разрушать образец. Пирит нестоек к влаге, и лучшее, что можно сделать — попытаться «вытянуть» из пиритовой раковины максимум воды, точечно промывая ее спиртом или скипидаром, а то и слегка прогревая феном.
Снова убираем под полиэтилен. Вся процедура повторяется от трех до десяти раз — в зависимости от размеров плитки, ценности находки и консистенции глины. И вообще от того, сколько вы готовы с ней возиться. Чем больше — тем надежнее. В идеале — до тех пор, пока плитка не станет твердой, как пластик, а вся вода в глине не заместится полимером.
Одновременно плитки можно оптимизировать по размерам (на начальном этапе они легко режутся лезвием канцелярского ножа, а ближе к концу — только ножовкой по металлу). На первых двух-трех пропитках можно еще и выровнять фон — кусочком ткани, ватными палочками или просто пальцем, смоченным в том же слабом растворе ПВА.
Для глинистых образцов из других месторождений, добыча которых происходит в теплое время года, рецепт примерно тот же — но придется исхитриться довезти глину без замораживания. Можно жестко закреплять находки на время перевозки в пластиковых контейнерах, либо — если на образце нет хрупких выступающих частей — приматывать пищевой пленкой к небольшим фанеркам или кускам жесткого картона. Кусок глины в этом случае необходимо брать с хорошим запасом вокруг образца.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Возник вопрос по статье? Не стесняйтесь задать его в комментарии!