Цыгане очень сильно рассеяны по миру и присутствуют практически во всех государствах. Наверное нет ни одной страны, на культуру которой не наложило бы своего отпечатка это пестрое и самобытное племя. Рома, как они сами себя называют, одарили нас образами Кармен, Эсмеральды и Земфиры, без цыганских мотивов немыслимы ни поэзия испанца Лорки, ни фильмы серба Кустурицы, ни русские купеческие загулы. На первый взгляд кажется, что мы знаем о цыганах все. Тем не менее это крайне закрытая группа населения, совершенно не допускающая к себе чужаков. И, прежде всего, малоисследованным остается вопрос религии цыган и их представлений о загробном мире.
Во что верят цыгане
Цыгане относятся к этническим меньшинствам Европы, да и не только Европы. Однако, это весьма многочисленное меньшинство, отличающееся при этом значительным разнообразием. Только в России проживают, согласно переписи 2010 года более 200 тысяч цыган. В Румынии их более 620 тысяч, в Испании – более 650 тысяч, в Сербии – более 100 тысяч.
Считается, что цыгане придерживаются религии той страны, в которой они проживают. По этой причине есть цыгане, исповедующие ислам, цыгане-христиане, а среди христиан – православные, католики и протестанты различного толка. Существуют также цыгане-буддисты и даже цыгане-иудеи. Подавляющее большинство европейских цыган – христиане.
Однако, цыганская религиозность повсеместно отличается мощным национальным колоритом. Православный миссионер, бакалавр богословия Евгений Черняев в интервью православному порталу «Елицы» говорит о том, что в домах оседлых цыган непременно есть нарядный «красный угол» с иконами, что цыгане обязательно крестят своих детей и венчаются, что они очень любят Пасху, Рождество и другие праздники, но все это успешно сочетают с разнообразными суевериями. Миссионер объясняет это элементарной неграмотностью, ведь не все цыгане заканчивают даже 9 классов средней школы.
Но, можно предположить, дело не только в этом. Этнографы, в частности, Йожеф Векерди (Венгрия), Лекса Мануш (СССР, цыган по национальности) и другие, находили и находят в верованиях цыган влияние зороастризма и индуизма, в особенности, такой его ветви, как шиваизм. Есть, по всей видимости, в религиозных представлениях ромов и магизм, и анимизм – то есть, вера в духов природы.
Объяснение этой пестроте найти можно лишь в истории народа. Когда-то, между VI и Х веками Индию покинула группа семей низших каст в составе, по мнению генетиков и лингвистов, примерно в 1000 человек. Эти люди откочевали в Персию. Случилось ли это добровольно, или, как гласит предание, индийский раджа подарил персидскому шаху целое племя плясунов и музыкантов, теперь сказать невозможно. Но после Персии предки цыган отправились дальше, дошли до Византийской империи, побывали, вероятно, в Египте, на Ближнем Востоке, а оттуда заселили всю Европу и весь мир.
Видимо, по дороге они подрастеряли собственные религиозные представления, но зато набрались идей у тех народов, которые встретились им по пути.
И особенно это отразилось на похоронных обрядах цыган.
Цыганские похороны
Когда цыгане только-только появились в Европе, их стали называть «египтянами», да и сами они были склонны именовать себя египетскими герцогами и баронами, сочинив байку, что они-де потомки тех воинов фараона, которые устремились в погоню за евреями, и которым удалось выплыть из пучины Красного моря. Это, разумеется, не так, и у современных ученых нет сомнений в том, что предки цыган жили в Индии.
Однако, всякий, кто станет свидетелем похорон цыганского барона (от слова «баро» — так ромы называют самого уважаемого человека в таборе), может подумать, что версия с египтянами имеет под собой определенную основу.
Реймонд Бакленд – цыган-полукровка из Англии, в начале прошлого века написал книгу об обычаях цыган, кочующих в Британии и других странах Европы. Уделил он внимание и многому, что связано со смертью и похоронами.
Прежде всего, кочевые цыгане никогда не умирали в вардо – фургоне, который служит домом цыганской семье. Для этого родня сооружает бендер – временный шалаш. Умирающего переносят туда, омывают – еще живого – соленой водой (иногда это настой разных трав) и обряжают во все самое лучшее. При этом умирающий как может, помогает в этих хлопотах. В гроб с покойником кладут его любимые вещи – нож, гитару, одежду и так далее. Хоронить старались в укромных местах – где-нибудь в лесу или в поле, желательно, под кустом ежевики. Гроб окропляли пивом или вином, и опускали в землю. К этому моменту плач и причитания заканчивались, и начинала звучать веселая музыка и песни. Ромы верят, что, умирая, человек уходит в лучший мир, так чего же плакать? Если умирал глава семьи, тело помещали в вардо, туда же приносили любимые вещи покойного, еду, напитки, музыкальные инструменты, словом, все, что может понадобиться человеку, а после этого вардо сжигали.
В настоящее время обычаи скромных цыганских похорон ушли в прошлое. Особенно, это касается стран восточной Европы и похорон цыганских баронов. В СМИ Румынии, Молдавии, других стран иногда можно обнаружить репортажи, посвященные похоронам какого-нибудь цыганского авторитета.
При этом поражает даже не пышность катафалка, количество заказанных лимузинов и обилие поминальной трапезы – в конце концов, богатство баронов вошло в легенды. Поражает само устройство могил.
Хороня своего барона, цыгане выкапывают самую настоящую квартиру, иной раз в несколько комнат и с гаражом. Эти «комнаты» меблируют самыми дорогими гарнитурами, не забывая даже и о таких «необходимых» на том свете вещах, как цветные телевизоры и бытовая техника. Гроб с покойным ставят на роскошную кровать. Цыганки, пришедшие на похороны, снимают с себя золотые украшения и бросают их в могилу. После этого «квартиру» накрывают бетонными плитами и тщательно замуровывают цементом. Были случаи, когда вместе с покойным «хоронили» и его любимый автомобиль.
Чего во всем этом больше – простодушной веры в загробную жизнь или желания похвалиться богатством – сказать сложно.
Очевидно одно – с христианством эти погребения имеют крайне мало общего. Как тут не вспомнить о гробницах фараонов!