Найти тему

Почему мне нравятся романы Алексея Сальникова

Семь ответов на вопрос, почему мне нравятся романы (на момент написания этого опуса их было издано две штуки) Алексея Сальникова.

Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. Алексей Сальников. Отдел. - М.: Лайвбук, 2018.
Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. Алексей Сальников. Отдел. - М.: Лайвбук, 2018.
  1. Потому что в двух романах Алексея Сальникова, вышедших на данный момент (сентябрь 2018 г.) книжными изданиями и мною прочитанных (речь о книгах "Петровы в гриппе и вокруг него" и "Отдел"), присутствует фантастический элемент, вокруг которого действие так или иначе вертится. В «Отделе» – это тайные причины проведения секретных допросов с последующим физическим устранением допрашиваемых, в «Петровых» – фантастическая семья Петровых: адская жена Петрова из Тартара и странный их сын, а также друг Петрова – инфернальный Игорь Дмитриевич, «дух-покровитель Свердловска, а то и всей Свердловской области». А я, грешный, люблю отечественную фантастику. Хотя, наверное, пора уже говорить «любил», поскольку компьютерные клавиши большей части авторов, подвизающихся нынче в этом жанре, выдавливают тексты, увы, откровенно скучные и на удивление примитивные.
  2. Судя по проскакивающим в романах Сальникова фамилиям и названиям произведений, екатеринбургский писатель неплохо в фантастике разбирается и много чего из неё, родимой, читал. Это мне импонирует.
  3. Третье в моём списке (но не третье по значимости) достоинство Сальникова в том, что использование фантастического элемента абсолютно не мешает ему достоверно и вкусно описывать самую настоящую, реальную жизнь. Делает это Сальников иногда с иронической улыбкой, иногда – с циничной печалью, излагая ход событий ненавязчиво, с массой невыдающихся подробностей. В его романах течёт непримечательное, предсказуемое вроде бы бытие, но угадать заранее, куда повернёт автор это течение, я почему-то не могу. И это – прекрасно! Для продвинутого читателя непредсказуемая книга – лучший подарок.
  4. Романы Сальникова – тот самый фантастический реализм, для которого в своё время не жалел страниц своего журнала «Полдень» Борис Стругацкий. Борис Натанович уважал фантреализм. А я уважаю Бориса Натановича.
  5. Притягивает меня и редкое, какое-то природное умение Сальникова говорить о вещах запредельно жутких и шокирующих (я не поклонник хоррора), но при этом оставаться в литературном русле пристойного, без нагнетания истерик, чуть ли не обаятельного повествования.
  6. Некоторые фантасты и их поклонники после выхода романа «Петровы в гриппе и вокруг него» дружно написали в своих блогах про то, как плох язык Сальникова. Нахожусь, честно говоря, в большом недоумении. Как раз из-за языка я запоем «Петровых» и проглотил. Язык романа простой, но свежий; обычный, но выразительный; понятный, но неожиданный. С матом и сленгом в нужных местах. Он же – поэт, Сальников, он слово нутром чувствует! Кстати, не случайно я люблю фантастику Марии Галиной и Геннадия Прашкевича, ведь оба они – очень хорошие поэты. Выше я посетовал, что произведения современных отечественных фантастов зачастую примитивны и скучны. Мне, конечно, ответят, что я не прав, что я предвзято утрирую, что в России есть современная фантастика, претендующая, если смотреть снаружи, на значимое место в большой литературе и обнаруживающая, если поковырять внутри, научную глубину и глубокую научность. Действительно, изредка появляется и такая... Беда в том, что часто эти «глубокие» книги написаны языком совершенно для меня неприемлемым. Нечитаемым. Неинтересным и невыразительным. С использованием надоевших, набивших оскомину приёмов. И когда очередной фантаст недоумевает, почему его оригинальную, талантливую и умную (как он искренне считает) вещь не замечают, я молчу. Признанные вроде бы авторы не видят вопиющей стилистической ущербности своих текстов. Объяснять им? Плавали, знаем… Бесполезно. А недругов у меня и без того хватает…
  7. Подкупает и то, что Сальников пишет про самых обычных людей да и сам (как мне кажется) живёт самой обычной жизнью. Даже боязно теперь, опасения берут после присуждённого ему «НацБеста»: обласкают Сальникова, навручают премий, начнут платить большие гонорары – заживёт писатель безмятежно-обеспеченно, и никогда больше не сможет убедительно рассказать мне про екатеринбургский троллейбус и его самых обычных сумасшедших пассажиров.

На закуску – цитата из романа «Петровы в гриппе и вокруг него», которая замечательно отвечает на претензии некоторых фантастов к творчеству Сальникова: «Когда Петрова тоже читала в больничной очереди, к ней с другого конца коридора подошла девочка, закрыла её книгу, посмотрела на обложку, чтобы прочитать название, и покивала головой с понимающим «А-а-а», а потом сказала : «А у меня вот что» – и показала свою книгу, какое-то толстое фэнтези с драконом на обложке. Петрова только и смогла, что рассмеяться в ответ на её нахальство и желание пообсуждать прочитанное».

© Владимир Ларионов, сентябрь 2018 г.

Написано это ровно четыре года назад. Алексей Сальников меня не подвёл, выдал за это время ещё два любопытных романа: «Опосредованно» (2019) и «Оккульттрегер» (2022). Об «Оккульттрегере» я писал здесь, мой отзыв на «Опосредованно» смотри здесь.

О романе "Петровы в гриппе и вокруг него" (2018) я коротко писал здесь.

#сальников #отзывы ВЛ #фантастический реализм