Найти в Дзене

Уравнения 609 (1), 609 (2), 620 (3) и 620 (2) из учебника по математике для 6-го класса (автор А. Г. Мерзляк)

Оглавление

Основное свойство пропорции

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Поздравляю вас и ваших детей / внуков с началом нового учебного года. Желаю успехов в учёбе и удачи во всех делах.

Вчера, 31-го августа 2022 я разместил на канале очередную статью про основное свойство пропорции, но ввиду большой важности данной темы, предлагаю ещё раз отработать её на примерах 609 (1), 609 (2), 620 (3) и 620 (2) из7-го издания учебника по математике для 6-го класса авторов А. Г. Мерзляка, В. Б. Полонского и М. С. Якира под редакцией В. Е Подольского.

Уравнение 609 (1):

Найдите неизвестный член пропорции:

x : 5 = 21 : 15

Решение:

Согласно основному свойству пропорции, произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.

В данном уравнении крайние члены пропорции – это «x» и «15», а средние – «5» и «21». Следовательно:

x * 15 = 5 * 21

15x = 105

x = 105 : 15

x = 7

Ответ: x = 7.

Уравнение 609 (2):

Найдите неизвестный член пропорции:

Решение:

-2

12 : x = 8 : 18

Согласно основному свойству пропорции, произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.

В данном уравнении крайние члены пропорции – это 12 и 18, а средние – x и 8. Следовательно:

12 * 18 = x * 8

То есть, если пропорция записана в виде двух дробей, то произведение левого числителя с правым знаменателем равно произведению левого знаменателя с правым числителем (крест-накрест).

-3

8x = 12 * 18

-4

У чисел 12 и 8 наибольший общий делитель равен 4, а у чисел 18 и 2 – 2. Пользуясь основным свойством дроби (§7) мы сократили числители и знаменатели множителей на их наибольшие общие делители.

Ответ: x = 27.

Уравнение 620 (3):

Решите уравнение:

-5

Решение:

-6

Ответ: y = 13.

Уравнение 620 (4):

Решите уравнение:

-7

Решение:

-8

Ответ: x = 12.

Главное, что нужно запомнить из этой статьи – способ вычисления членов пропорции методом «крест-накрест» в случае, если она записана в виде двух дробей.

Например: чтобы найти левый числитель, надо левый знаменатель умножить на правый числитель и полученное произведение разделить на правый знаменатель, а чтобы найти правый знаменатель, надо левый знаменатель умножить на правый числитель и полученное произведение разделить на левый числитель и т. д.

Детям приём «крест накрест» можно объяснять рисуя линии, как показано при решении уравнений в этой статье.