Середина XX века. Друзья звали её Вики. Видимо потому, что мужа они называли Ники. Они поженились 9 мая 1937 года в Париже. Ну а где ещё могут встретиться два русских аристократа в 1937 году? Николай Александрович носил фамилию Оболенский, титул князя и вёл свою родословную от самого Рюрика. Вера была на 11 лет младше мужа и происхождением поскромнее. Тем не менее, её папенька, Аполлон Аполлонович Макаров, при царе занимал пост бакинского вице-губернатора.
В 1937 году Вики исполнилось 26 лет, и её жизнь была легка и прекрасна. У Ники имелась недвижимость в Ницце, поэтому друзья шутили, что он - единственный русский в Париже, кто может позволить себе ездить в такси в качестве пассажира, а не в качестве водителя. Вики к тому времени оставила работу манекенщицы и устроилась секретаршей к экономисту и политику Жаку Артюис. Довольно быстро она стала своей в доме работодателя, подружившись с его женой.
А потом в Париж пришли немцы. Впрочем, жизнь Вики от этого мало изменилась. Тем более что месье Артюис одно время числился одним из лидеров французских фашистов. Так же, как и раньше в его квартире по субботам собиралось приличное общество, чтобы перекинуться в бридж. По городу прогуливались нацисты, периодически происходили аресты. А у Артюисов играли в бридж, как будто никакой войны не было. И никто не догадывался, что это бойцы Organisation Civile et Militaire (OCM), лениво скидывая карты, обсуждают свои планы по борьбе с оккупантами.
Оболенские вскоре расстались. Ники отбыл на север, добывать сведения на строительстве Атлантического вала. А в декабре 1941 года Артюиса арестовало гестапо. Спустя полтора года он умрёт от пневмонии в тюремной больнице. OCM возглавил полковник Альфред Туни. Однако на общем деле смена руководства мало отразилась. Потому что все нити организации находились в руках у Вики. Она никогда ничего не записывала, поскольку обладала феноменальной памятью. Так что разведданные продолжали бесперебойно поступать в Лондон.
Но всё тайное рано или поздно становится явным. В декабре 1943 года гестапо пришло и за Вики. Её арестовали на квартире подруги. Обеих и арестовали. Начались допросы. О, сколько бы немцы узнали интересного, начни Вики откровенничать. По некоторым оценка OCM насчитывала до 45 000 человек. И это были не только разведчики, но и боевые группы, занимающиеся освобождением и переправкой военнопленных. Когда 25 августа 1944 года на французский берег ступят сапоги британских и американских солдат, рядом с ними из ниоткуда, из тени выйдет целая французская армия - вчерашние буржуа, клерки, адвокаты, профессора, журналисты.
А Вики вовсе и не собиралась молчать. О, как она красиво врала! Немцы почти поверили. Её подругу макали в ледяную воду, и она не выдержала. Вики пытать не стали. Точнее пытали по-другому. "Как вы, аристократка, можете быть на стороне жидов-большевиков? Это немыслимо!" "Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь", - отвечала Вики, - "Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей. Я христианка и поэтому не могу быть расисткой".
4 августа 1944 года в Берлине в тюрьме Плётцензее княгиню Веру Аполлоновну Оболенскую казнили на гильотине. Она наотрез отказалась подписать прошение о помиловании. Немцы запомнили её под именем Княгиня Я Ничего Не Знаю.
PS: Тело Вики так и не обнаружено. Нацисты использовали его для опытов. Её могила на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа пуста.
PPS: Николай Оболенский так и не смог спасти жену, хотя и пытался. Его освободили из Бухенвальда американцы. Он больше не женился, всю жизнь храня память о Вики.
Читайте в этом цикле: