Я счастливый человек в профессиональном плане: психология — очень молодая наука, психотерапия ещё моложе, поэтому у меня есть огромная привилегия учиться у живых классиков.
Сейчас, например, я прохожу курс по терапии тревожных расстройств у самого Альфрида Лэнгле — ученика и коллеги Виктора Франкла, создателя экзистенциального подхода в психологии и психотерапии.
Это примерно как учиться химии у самого Менделеева, а физиологии — у Павлова. Не передать, как круто!
А главное — во время занятий меня настигает огромное количество инсайтов и открытий, которыми я, конечно же, буду делиться в блоге.
Сегодняшняя тема давно была у меня в планах, но с погружением в мир экзистенциального анализа я надеюсь, что смогу написать об этом понятней и в то же время глубже.
В прошлый раз я писала, как важно не терять контакт с реальностью, не закрывать глаза.
Это значит — не ограждать себя от жизни, не пытаться отвернуться от того, что в ней не нравится, что тревожит или болит.
И это правда важно.
Я выучила этот урок, когда выходила из своей второй депрессии сама, без врачей и таблеток.
Приходилось обходиться очень скудными ресурсами, и я тогда усвоила — во время депрессии нужно отказаться от всего, что жрёт силы, оставить только то, что действительно нужно для выживания.
Я по-прежнему так думаю, это верно.
Но важно понимать: то, от чего можно и нужно временно отказаться — это какие-то действия, вещи, иногда, возможно, даже люди и отношения.
Но не эмоции.
От них закрываться нельзя, а мы часто именно от них стараемся избавиться в первую очередь. Ведь они бывают «тяжёлыми», они тратят наши силы.
Да, это правда.
Но однажды я поняла, что когда я пытаюсь избавиться от переживаний, на это уходит гораздо больше сил, чем на честную встречу с ними, проживание и даже страдание, как ни странно.
Мне-то казалось, что я себя так берегу:
когда не смотрю в то, что мне не нравится в моей жизни, не даю туда своего внимания, избегаю волнений; когда погружаюсь в свой внутренний мир, мною же придуманный, меня устраивающий, и меньше выхожу во внешний, который далеко не так хорош и безопасен для меня.
Но оказалось, что именно так я заработала как минимум своё выгорание, а потом и депрессию.
Потому что жизнь — целая.
Она не разделяется на то, что я «готова о ней знать» и то, что «не готова».
В жизни всегда есть и то, и другое.
Отвернувшись от того, что нам видеть тяжело, мы неизбежно теряем контакт и со второй её частью, питающей и поддерживающей.
Но нам кажется иначе. Мы думаем, что избавившись от всего «тяжёлого», получим больше хорошего.
Так не работает, к сожалению.
Вместо этого мы просто теряем связь с реальностью — и самой жизнью.
Нужно уточнить: это не о том, чтобы впускать в себя всю боль этого мира. Не о том, что мы обязаны читать все ужасные новости, смотреть фото, узнавать мельчайшие подробности каждого чудовищного преступления. Нет. Здесь каждый решает сам, сколько ему по силам.
Я говорю о том трудном и больном, что есть непосредственно в нашей личной жизни, в нашей семье, отношениях, работе, ежедневной рутинной реальности.
Вот там, в своей жизни — нужно быть полностью, присутствовать всем собой, иначе нет шансов хоть что-то изменить и почувствовать себя лучше.
Именно это я остро почувствовала, когда услышала на вебинаре слова Альфрида Лэнгле:
«Страдание — это не так уж и плохо; это всего лишь часть нашей жизни. Жизнь может быть неприятной и без него».
Правда, Альфрид, о, какая правда.
Так что же делать с эмоциями, как их правильно проживать? Вот серия статей об этом:
Можно ли в депрессии что-то чувствовать? Или депрессия — это отсутствие эмоций?
Страх, злость и грусть — как пережить «плохие» эмоции
Почему в депрессии нет радости
Эмоции: прожить нельзя игнорировать
Почему постоянно испытывать эмоции — не значит их проживать