Найти тему
Библиомания

Кое-что неожиданно позитивное о славянской нави. Это не "нечисть", а ...

Попробуйте набрать в поисковике "навь", и там во первых строках вам подадут информацию про трехмирную конструкцию Яви, Нави и Прави, которая была придумана автором знаменитой подделки, "Влесовой книги".

Эту красивую и понятную картинку мироустройства стали использовать неоязычники (некоторые, войдя в творческий раж, добавили еще какую-то загадочную Славь).

Я это к тому пишу, что позднейшие фантазии (не)много исказили восприятие нави. Я не очень знакома с концепциями неоязычества, боюсь напутать, поэтому взяла их определение непосредственно из Википедии:

«Навь» — обитель тёмных божеств, подземный мир, не только загробный мир, но и альтернативная вселенная, существующая по другим законам.

Смотрите, тут уже есть к чему придраться. Про то, что в настоящих древнерусских источниках навь это не земля, а существа, вообще промолчу.

Но почему непременно подземный мир?.. Нет, представлений о загробном царстве, конечно, огромное множество, оно вообще может быть хаотично разбросано и по небу, и под землей, однако в этой статье я разбираю неоспоримые факты, доказывающие, что предки наши верили, в частности, и в надземный потусторонний мир.

Древа Жизни: разительные отличия древнерусского от скандинавского
Библиомания31 августа 2022

Поэтому меня лично смутила категоричность определения.

Поэтому давайте все-таки обратимся не к любительским фантазиям, а к фактам, и прислушаемся заодно к мнению крупнейших специалистов.

Оно куда полезнее выйдет.

Итак, несчастную навь, кем бы она ни была, с лету записали в "обитель темных божеств".

Есть, действительно, знаменитое место в летописи, в котором рассказывается, что эпидемию 1092 г. в Полоцке вызвали невидимые навьи.

-2
Человѣци глаголаху, яко навье бьють полочаны.

Однако средневековый книжник смотрит на навьев под своим, христианским, углом зрения. Для него они по умолчанию бесы.

Не исключено, что именно этот летописный рассказ и послужил "сигналом" к нагнетению атмосферы вокруг несчастных навьев.

Давайте присмотримся к самому слову. По сути, это почти все, что у нас есть.

Существует мнение, что оно может быть родственно слову navis, корабль. Об этом писали многие известнейшие исследователи, это есть, например, у Вч. Иванова и В. Топорова, О. Трубачева и других.

-3

А это мой снимок из Стамбульского археологического музея. Это древнее анатолийское надгробие; уже приводила его как-то в блоге. Просто человек на лодке, плывущий в небытие.

Выходит, что само слово не содержит негативного смысла. Оно лишь напоминает, что до царства теней добираются на плавсредстве, вот и все.

Ну и где тут злые боги, темный мир? Это уже позднейшие выдумки. Подгонка под христианские образцы. И то, что средневековый книжник уравнял навь с бесами ну он ведь не истина в последней инстанции. Для него все язычество сплошное бесовство. Это один момент.

Ну а второй момент, среди душ, как и среди живых, есть добрые и злые. Может, там, в Полоцке, собрались особо пакостливые элементы и учинили эпидемию. Но на этом основании всех навьев считать забияками это такая же дискриминация, как говорить, что все африканцы ленивые или все русские жить не могут без горячительных напитков.

Но самое интересное я обнаружила в работах В. Топорова и Вч. Иванова. Там вскользь упомянуто, что, по бытующим у крестьян представлениям, дети берутся из навьев.

Это дошедшие до наших дней обрывочные сведения, полученные путем устных бесед.

Это великолепная по своей сути деталь, напоминающая, что наши предки верили в перевоплощение.

Вопрос о вере в возвращение души у славян, мягко говоря, не слишком изучен. Сами понимаете, вопросы языческой духовности вообще не были социально одобряемым предметом для исследований. Почти весь двадцатый век отечественная наука все больше фокусировалась на борьбе угнетаемых народных масс с угнетателями.

И все же это не тайна за семью печатями.

Представление о перевоплощении души это общее место для ... да, наверное, большинства языческих культур. В это верили и племена, стоящие у подножия цивилизационной лестницы, такие, как эскимосы и австралийцы. Эту веру разделяли и те, кто достиг вершин прогресса.

В.Я. Пропп в своей работе "Фольклор и действительность" приводит забавный факт, что индейцев возмущал вопрос христианских миссионеров, какое имя дать ребенку. Жрецы, по мнению индейцев, в том числе и христианские, должны четко видеть, кто из предков воплотился в ребенке. Его имя и давать!

У нас были тоже интересные моменты, с именами связанные:

На Руси запрещали так называть сына и разрешали — брата. А у нас все наоборот...
Библиомания25 августа 2022

В общем, и на Руси эти представления имелись. Потому что до прихода мировых религий они охватывали практически всю Ойкумену. Вот про это не стоит забывать.

Навьи это не злыдни какие-то, а просто души. Которые уплывают на лодке, когда приходит срок. И возвращаются снова...