Немного оффтопа — поступил на истфак и стал личинкой историка-бакалавра, теперь буду чаще писать на исторические темы.
Теперь по поводу названия статьи, краткая справка по термину "историография" из википедии:
Историогра́фия — в узком смысле слова совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе, например, историография эпохи Крестовых Походов (Deus Vult!)
Но, к сожалению, начать с крестовых походов я не могу. История наука поступательная, а мне теперь по мимо работы нужно ещё и ходить на пары после которых необходимо готовиться к семинарам. Но на дзен написать тоже хочется. И так, поэтому — Первобытное Общество
Начну с того, какой интерес и практический смысл имеет изучение данной эпохи: История Первобытного Общества занимается изучением происхождения человека, зарождением его хозяйственной и общественной деятельности. То есть по мимо познавательной составляющей в виде погружения и наблюдения за первыми шагами зарождения материальной и духовной культуры человечества, мы ещё приобщаемся к мировоззренческой составляющей — наблюдая за происхождением религии, возникновением зачатков научного познания и началом эпохи классообразования можно по-новому взглянуть на окружающую действительность и изменить свой набор оценок, систему взглядов и представлений о мире и месте в нём человека, опираясь не на навязанные с рождения окружением установки а на свои собственные естественнонаучные изыскания.
Возвращаясь к историографии. От куда мы получаем сведенья о там как могли жить примитивные человеческие общества много лет назад? Первым на ум конечно приходят археологические источники и памятники. Черепа, орудия труда, погребения, рисунки и т.п. — то что находят и изучают археологи.
Но археология достаточно молодая дисциплина по историческим меркам, которая начала обретать черты систематической научной дисциплины в XVIII-XIX вв. Становление же изучения Первобытной Истории началось ещё с античных времён. От куда же брались и накапливались знания?
Разгадка заключается в изучении письменной традиции. Нет, очевидно, что в дописьменную эпоху люди не могли оставить записей о себе или своей жизни, обрядах и обычаях. Но более развитые цивилизации оставляли свидетельства и описания посвященные менее развитым цивилизациям со своей ойкумены.
Ойкумена — освоенная человечеством часть мира. Термин «ойкумена» в географическом контексте первым использовал древнегреческий историк Геродот в своём труде «История»
Так, изучая исторические источники по Древнему Египту, можно многое узнать о народе гиксосов и их воинской традиции. В эпоху Среднего царства их племена опустошали Египетские земли.
Тексты отметили в первую очередь то, что делало гиксосов ужасными и непобедимыми — владение лошадью. Использование лошади затем стало неотъемлемой частью уже их собственной культуры.
Таким образом, и шло накопление знания. Читая записки Античных авторов, можно узнать о племенах Германцев, Кельтов, Скифов, Сарматов и многих других. После них были средневековые путешественники, записки миссионеров в военных походах, и уже более современные выкладки первых этнографов и антропологов.
Накопление же знания способствовало возникновению первых теорий, которые стали появляться ещё аж с V века до нашей эры. Но об этом в продолжении.
А на этом всё, до новых встреч.
*Скабрёзным, заискивающим голосом ДЮ*
- Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!