Возможно у многих в буфете, серванте или на кухонной полке еще находятся предметы, доставшиеся им в наследство от бабушек, дедушек или родителей, которые занимают место и молодежь не придает им должного внимания и уважениям, а между тем это могут быть предметы музейного уровня.
Речь пойдет о изделиях Ленинградского завода художественного стекла.
Но с начала немного истории.
Изготовление стекла в России началось еще в правление царя Михаила Федоровича.
На рубеже XVII – XVIII веков в Москве было несколько стекольных предприятий, которые занимались выпуском оконного стекла, стеклянной посуды и зеркал.
После отвоевания у Шведов Невских земель и выхода России к Балтийскому морю в Ямбурге было основано производство стекла, многих рабочих с Московских заводов перевели на новое производство.
Стекольный завод был основан и в Петербурге, располагался он на реке Фонтанке, в квартале, ограниченном Введенским каналом и Семеновским проспектом (ныне Гороховая улица).
Но в конце сороковых начале пятидесятых годов XVIII века, Указом Правительствующего Сената размещение стекольного производства в городской черте Санкт-Петербурга быдло запрещено, завод был переведен в Шлиссельбург.
В 1777 году завод был подарен Екатериной II князю Потемкину, а он перевез стеклянный завод в свои столичные владения, которые находились южнее Александро-Невской лавры в усадьбу Озерки (район современного проспекта Обуховской обороны).
После смерти князя Потемкина, стекольный завод был выкуплен в казну Екатериной II, так был основан Императорский стекольный завод.
Завод был под общим управлением с Императорским фарфоровым заводом.
Территория на которой находился завод получила название Стекольного городка.
Собственно, Стеклянный завод расположился с 1777 г. примерно вдоль нынешней Мельничной улицы – многочисленные разнокалиберные строения, прежде всего промышленные.
О месте его нахождения сегодня напоминают улицы Хрустальная, Фаянсовая, Глиняная, Глазурная, Стекольный переулок.
В середине XVIII века один из величайших учёных России, Михаил Васильевич Ломоносов, внёс огромный вклад в становление Императорского стеклянного завода: он разработал специальные краски, которые позволили появиться на свет цветным стёклам и росписям на стекле.
В это же время начинается выпуск первых изделий из хрусталя.
Сначала стиль хрустальных изделий копировал английские (ирландские) образцы, но уже очень скоро ведущие архитекторы, такие как Воронихин, Бармин, Росси и другие, разработали совершенно новые, самобытные формы.
В огранке также появляются неизвестные ранее рисунки граней и способы росписи.
В отделке изделий начинают применять художественный металл для декора крупных изделий: люстр, интерьерных ваз, столов.
После переноса производства стекла на Императорский фарфоровый завод стекольщики не покинули городок на совсем, на улице Дёминской в 1911 году были основаны Зеркальные мастерские Петроградского стекольного промышленного общества, а в после революции на их основе была организована Ленинградская зеркальная фабрика, которая позднее была преобразована в Ленинградский завод художественного стекла.
Своему образованию завод обязан знаменитому российскому скульптору Вере Мухиной, писателю Алексею Толстому, технологу Николаю Качалову.
Ими было написано и отправлено письмо Председателю Совета Народных Комиссаров.
Стекольные традиции Невской заставы возродились в 1940 году.
Вера Мухина объездила многие стекольные предприятия России, набирала лучших мастеров своего дела, художников по стеклу, технологов.
Их стараниями при Зеркальной фабрике был основан экспериментальный цех, в котором варили стекло, проводили различные эксперименты по его производству.
Следующий этап в истории завода начинается после войны.
Он связан с именами В. Мухиной (осуществляла художественное руководство до момента её смерти в 1953 году), Б. Смирнова, Б. Ерёмина, Э. Криммера, Е. Яновской и других.
В октябре 1947 года В. Мухина и Н. Качалов обратились к Правительству СССР с письмом и предложили превратить Ленинградскую зеркальную фабрику в ведущую экспериментальную базу страны.
В 1948 году зеркальная фабрика официально была преобразована в Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды.
Ленинградская школа производства художественного стекла отличается своей монументальностью, своими решениями, своими формами.
В 1967 г. статус завода был определён окончательно, его специализацией стало производство изделий и сувениров из хрусталя, и было утверждено название “Ленинградский завод художественного стекла”, сокращённо ЛЗХС.
В этом же году на заводе были произведены поистине шедевральные 5 метровые колонны для станции метро Автово.
В 1996 году завод, как и многие промышленные предприятия в тот период обанкротился и прекратил свое существование.
Ценнейшую коллекцию завода могли продать за долги, но благодаря усилиям художников предприятия, она была спасена.
Экспонаты заводского музея ночами перевозились в Елагин дворец на Елагином острове.
Было спасено от продажи более пяти тысяч предметов.
В 2008 году сохранившейся корпус завода на пр. Обуховской обороны 11Б был продан, на месте завода собирались возвести девятиэтажный деловой центр и застроить часть Дёминского сквера. В результате активных действий петербургских градозащитников договор с инвестором был расторгнут, а заводской корпус отреставрирован в первозданном виде другим инвестором, сейчас в нем гостиница.
Музей художественного стекла расположен в ЦПКиО им. Кирова на Елагином острове.
Пройдя по залам музея, можно убедиться, что его коллекция уникальна.
В состав коллекции входят не только авторские работы, но и произведения серийного и массового характера.