Обложка – первое знакомство читателя с книгой. Предлагаю раскрыть некоторые секреты ее создания. Например, не многие знают о причинах появления разных обложек у оригинальных и переводных изданий. По какой причине для печати одной и той же книги выбирают разные форматы переплета? Давайте поговорим об этом — об интересных фактах про книжные обложки.
____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Факт 1: Виды переплетов
Современные издатели преимущественно занимаются выпуском книг с мягкими и твердыми обложками. Первые удобно носить в сумках и читать в поездках, а вторые более устойчиво и красиво стоят на полках.
Издания в мягком переплете легкие. В их производство не нужно вкладывать много средств, соответственно, такие книги можно приобрести по более низкой стоимости. Издания с твердыми обложками дороже. Особенные издания в твёрдых «элитных» переплетах (скажем, кожаных) предпочитают приобретать коллекционеры.
Отдельно следует сказать об интегральном (голландском) полутвердом переплете. В нашей стране в таком виде выпускают учебники. Благодаря своей плотности интегральная обложка защищает книгу от повреждений. При этом она легкая, а изготавливать ее довольно просто. Такие переплеты производят из ламинированного картона (привет, банковские карты, бейджи, проездные и тд).
Факт (и одновременно миф) 2: В мягких обложках выпускают не только бульварную литературу
Согласно распространенному мнению, мягкие переплеты используют для выпуска дешевых второсортных книг, а твердая обложка – символ качественной литературы. На самом деле это не так. Книги Нобелевских лауреатов нередко выпускают в мягких обложках. На Западе (да и в России ныне) такой тип изданий довольно распространен.
Первая книжная серия в тонком картонном переплете вышла в 1867 году в Германии. Она получила название «Универсальная библиотека».
Факт 3: Материалы для книжных обложек
Для изготовления мягких и твердых переплетов преимущественно используют картон. Можно встретить редкие дорогостоящие книги с кожаной, тканевой или металлической обложкой.
Для создания переплетов иногда используют металлизированную плёнку. После нанесения на неё белил возникает эффект мерцания. При соединении фольги с плёнкой он усиливается, но стирание такой обложки ускоряется.
Для изготовления переплетов используют также различные лаки и покрытия. Благодаря софт-тачу обложка становится бархатистой, а эфалин придаёт книге винтажности. С помощью блинтового (слепого) тиснения происходит выделение важных элементов на обложке. В итоге получается тактильный приятный переплет.
Факт 4: Отличия обложек оригинальных и переводных изданий
Часто бывает, что российское издательство не может приобрести права на оригинальную обложку из-за высокой цены. А российский художник без особых сложностей создаст её альтернативный русский вариант по куда более доступной цене. Плюс бывают случаи, когда отечественные редакторы просто не могут связаться с правообладателями обложек, которые банально не отвечают на их письма и звонки — приходится выкручиваться.
Западным читателям больше нравится шрифтовое решение переплета. На таких обложках обычно отсутствуют лица и фигуры. Российские читатели отдают предпочтение переплетам с изображениями людей.
Шрифтовые обложки с латинскими буквами выглядят красивее, чем с надписями на кириллице. В первом алфавите преобладает округлость, а во втором больше острых углов и прямых линий.
Помимо вышесказанного, есть ещё один момент: переводя название книги на русский язык, редакторы знают, что оно может существенно удлиниться и не поместиться в центральную композицию на красивой западной обложке.
Поэтому выбор явно в пользу создания обложки «на месте».
Факт 5: Не все художники читают книгу, для которой создают обложку
У российских иллюстраторов очень много работы при сжатых сроках её выполнения, поэтому для чтения такого количества литературы у них просто нет времени. Многие из художников, создающих обложки, знакомятся с синопсисами произведений. А если создавать обложку для русскоязычной книги, сами авторы лично могут пообщаться с художником и показать, объяснить им, как должны выглядеть их герои.
У меня к вам такой вопрос: привлекают ли вас обложки настолько, чтобы заинтересоваться книгой и прочитать её? Расскажите ниже об этом!
____________________________________________________________________
Читайте также:
____________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продви