Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
Продолжаю тему моей предыдущей статьи ("Хронавтика - искусство перемещаться во времени").
Напоминаю, что речь идет не о каком-то мистическом опыте и не об эзотерике, а о фантастическом допущении, принятом в конкретном произведении - моей космоопере "Хранительница". Я не пытаюсь выдать свои тексты ни за открытие, ни за откровение свыше, а просто объясняю, почему события в них происходят именно таким образом.
Время, как и пространство, трактуется здесь не как замкнутый круг (архаические представления, породившие мифы о "колесе Фортуны" или "колесе Сансары"), и не как вектор со стрелочкой, указывающей одно направление - вперёд (эсхатологическая традиция, подхваченная европейской культурой Нового времени).
В "Хранительнице" время - скорее, спираль, или даже сложная система спиралей. Подробно об этом нигде не пишется, поскольку героиня, Юлия, занята другими проблемами, и она просто в этом мире живет, не задумываясь о том, как он устроен.
Вообще-то идея времени-спирали или времени-свитка восходит к "Откровению Иоанна Богослова" (да, тот самый "Апокалипсис", что по-гречески значит всего-навсего "Откровение"): "...и свiется небо аки свитокъ". В момент Страшного суда ангел свернет всю Вселенную в свиток, и время закончится. Этот образ неоднократно воплощался в искусстве.
Другой интересный вариант - не свиток, а раковина. Он представлен во фреске из церкви греческого монастыря Хора. Правда, авторы фрески явно имели в виду свиток, но визуально получилась раковина.
На самом деле это две несколько разные концепции, если говорить о времени. Свиток - система более статичная (плотная многослойная трубочка с отверстием посередине). Тут слои прилегают друг к другу, расстояние между каждой парой слоев всюду одинаковое (если свиток свернут правильно, без перекосов), зато внутри образуется некое подобие "черной дыры" - туннеля, в котором время либо конденсируется до полного сжатия, либо вообще останавливается. Векторность тут нивелируется. "Времени больше не будет", как сказано у Иоанна.
Другая концепция - улиткообразная или спиралевидная - предполагает, что расстояния между витками постоянно возрастают. Векторность никуда не девается, но она не столь прямолинейна, как в обычной системе координат.
Если в каждой галактике - своя система "улиток" и "свитков", то искусство хронавта, основанное на расчетах, состоит в отыскании оптимальных путей от витка к витку.
Нужно еще учитывать, что эти витки могут быть расположены в разных плоскостях и под разными углами (чаще всего так оно и есть).
В "Хранительнице" предполагается, что нечеловеческий интеллект, инопланетный или компьютерный, способен рассчитать такие траектории движения космических кораблей или зондов, которые позволили бы попадать им в нужную точку местного времени.
Как именно это делается, я описывать не рискну - в расчетах не сильна, в математической и физической терминологии тоже. Но благодаря такому допущению мои герои летают в разные миры и возвращаются назад не сильно постаревшими.
Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!