1 мая 2018 года после прохождения сильного ливневого дождя я решил осмотреть склоны Харлашкиного оврага, на дне которого 70 лет назад в неизвестном мне месте были найдены крупные кости мамонта, в том числе фрагмент бивня. Ранее в русле ручья я уже находил кости дикой лошади, но определить местонахождение залегания останков мамонта в ходе визуального осмотра оврага на протяжении многих лет не представлялось возможным. Предчувствие не обмануло меня. На восточном склоне оврага я заметил две крохотных рабочих поверхности клыков, едва выпирающих из размытой дождем земли. Первоначально я извлек ножом два, а затем еще четыре клыка, по моему первоначальному предположению принадлежащих первобытному кабану. Но каково было мое изумление, когда после недолгого процесса раскопок я извлек из земли нижние челюсти дикой лошади.
Находка обескуражила меня и заставила задуматься. Судя по залеганию клыков в земле, они соприкасались между собой плотно как патроны в обойме пистолета. Только у саблезубого тигра в передней стенке нижней челюсти было шесть клыков. Но по предположению палеонтологов, данный хищник в древности не обитал на территории Южного Урала, а челюсти однозначно принадлежали дикой лошади. Для кабана челюсти были слишком велики по размеру, но тогда откуда взялись шесть клыков, обнаруженные при раскопках? Ведущий палеонтолог Урала П.А. Косинцев из г. Екатеринбурга по фотографии подтвердил принадлежность найденных мною челюстей к виду дикой лошади и просил при оказии переправить находку в институт эволюции животных и растений, где он работал.
При раскопках я обратил внимание на интересный нюанс. Все шесть клыков кучно в пределах десяти сантиметров лежали у основания суставного отростка челюстей, то есть, ближе к затылочной части пока не обнаруженного черепа животного. Но по логике, клыки должны были находиться не у основания челюсти, а в противоположном направлении. Тысячи лет назад тонкая передняя стенка, соединяющая нижние челюсти разрушилась, и придавленные полуметровым слоем земли они лежали плашмя и стенками вниз. Если это был саблезубый тигр, то единственное объяснение этому факту заключалось в том, что отделенный от скелета череп хищника лежал глазницами вверх и со временем клыки нижних челюстей вместе со сгнившей передней стенкой отдельно упали вниз, под затылочную часть черепа, где я их и обнаружил. Если это все же первобытный кабан, то принадлежит он неизвестному палеонтологам и очень крупному виду древнего животного. Рассмотрел я и проанализировал версию о принадлежности челюстей к дикой лошади, а клыков к отдельно залегающим поблизости останкам кабана. Но она оказалась не состоятельной, поскольку клыки залегали вплотную к найденным челюстям. Такое совпадение было маловероятным, хотя в окрестностях поселка Мирный я уже находил кости мамонта, носорога, бизона, сайгака и дикой лошади, которые лежали компактно и вперемежку. Но данное нагромождение костных останков исторических животных было обусловлено бурным потоком реки, которое десятки тысячелетий назад вынесло их на крутую излучину берега реки. Исходя из топографии местности Харлашкиного ключа, в данном случае кости не могли быть принесены течением ручья, и животное погибло именно в этом месте от старости или стало жертвой других хищников.