Найти тему
Таша Русская 2.0

Как относился Император Николай 2 к своим родственникам?

Дом Романовых значительно увеличился благодаря многодетности семей Императоров Николая 1 (7 детей) и Александра 2 (8 детей). И к моменту правления Александра 3 Великих княжон и князей стало очень много, а ведь всем полагались выплаты, имущество, подшефные полки и разные почести. Поэтому Император Александр 3 решился на реформу, с 1885 года только дети и внуки Императора считались Великими князьями или княжнами и получали все выплаты, а остальные становились Князьями или Княжнами крови Императорской, с уже более скромным содержанием, что вызывало бурю негодования в Доме Романовых.

Император Николай 2 с Великим князем Константином Константиновичем Романовым
Император Николай 2 с Великим князем Константином Константиновичем Романовым

К моменту вступления на престол Императора Николая 2 много его дядь занимали ключевые посты в Российской Империи и имели свой политический вес. Они всячески пытались влиять на своего племянника, и может первое время у них это выходило, потом же Император стал полностью самостоятельным в своих решениях. Отношения со всеми родственниками было разное, чего стоят те же Владимировичи, все главные гадкие сплетни выходили из их семьи, и ведь многие им верили, они же были членами Императорской семьи. Вот и как к таким родственникам относится?

Начальник канцелярии Министерства императорского двора Александр Александрович Мосолов оставил об этом следующие воспоминания:

Николай II относился хорошо к своим сёстрам и брату Михаилу Александровичу. Он чувствовал искреннюю нежность к великому князю Димитрию Павловичу, который вырос на его глазах и который ему был весьма симпатичен. По отношенью к остальным членам императорской фамилии Николай II проявлял ровно столько любви, сколько нужно было для того, чтобы оставаться в пределах корректности, чтобы не вызывать каких либо ненужных осложнений.
Император Николай 2 на балконе Александровского дворца
Император Николай 2 на балконе Александровского дворца

Хочу сказать, что это был взгляд со стороны, взгляд подчиненного, сам Император Николай 2 мог думать совершенно по другому. Однозначно, он не пылал любовью ко всем своим родственникам сразу, кто-то из них жил на две семьи, кто-то пускал грязные сплетни, кто-то считал себя умнее всех и т.д.

Любил ли он своих боле отдалённых родственников? Сильно в этом сомневаюсь. Через руки Фредерикса проходили все ходатайства и просьбы, с которыми обращались к царю, как к главе семьи, все члены императорской фамилии. Царь отказывал редко. Но Фредерикс всегда отмечал, что царь раздавал почести, деньги и недвижимыя имущества, не проявляя при этом ни малейшаго личнаго удовлетворенья. Это, так сказать, входило в его ремесло. Казалось, подчас это было скучно, надоедливо для государя, подчас несовместимо с истинными интересами государства, но пред этим приходилось преклоняться, так как нельзя было обидеть дядю или племянников. К тому же, — это тоже чувствовалось в разговорах царя — облагодетельствованные поконфузятся, чрез неделю вернутся с новой, и, может быть, еще более неприятной, просьбой.
-4

Но вот еще одна характеристика Императора Николая 2:

Царь вдумчиво относился к своему сану помазанника Божия. Надо было видеть, с каким вниманием он разсматривал просьбы о помиловали осуждённых на смертную казнь. Право милости не приближало ли его всего более к Всемилостивому. Как только помилование было подписано, царь не забывал никогда, передавая резолюцию, требовать немедленной отправки депеши, чтобы она не запоздала. Помню случай, когда в одну из поездок телеграмма с просьбою о помиловали была получена поздно вечером. Фредерикс уже спал, государь же еще занимался в своём купе. Я приказал камердинеру доложить обо мне. Царь принял меня, видимо, удивлённый моим вторженьем в такой час.
— Я позволил себе утрудить ваше величество в виду получения телеграммы о помиловали; граф же, после утомительнаго дня, спит.
— Конечно, вы, правильно поступили. Ведь дело идёт о жизни человека. Но как же теперь быть? Можете ли вы подписать за Фредерикса? (По закону, ответная телеграмма должна была носить подпись министра двора).
— Конечно, ваше величество. Я передам телеграмму за моею подписью, а граф ее заменит своею завтра.
— Хорошо. Так и сделайте. На другой день государь вернулся к разговору. — Убеждены ли вы, что телеграмма была немедленно отправлена?
— Да, немедленно, в таком-то часу. — Ведь эти телеграммы, с моими повелениями, идут вне очереди, как мои личные?
— Точно так, ваше величество.
Царь, видимо, почувствовал облегчение, так как исполнение приговора было назначено на утро.

Фотографии раскрашены мной, ставьте 👍лайк и подписывайтесь на канал. Моя группа ВКонтакте История России в цвете