Найти тему
История моды с Марьяной С.

Микс турчанки и француженки: "платье а ля тюрк"

Продолжим тему платьев XVIII века! Я уже расскказывала о платьях "франсез" и "англез", о "левите", "полонезе" и "черкешенке". Ах, да, и платье-сорочке! А теперь настала очередь платья "а ля тюрк". То есть "по-турецки".

И сразу замечу - на протяжении всего XVIII века интерес к Турции всё возрастал. В частности, ему в поспособствовала публикация «Писем из турецкого посольства», автором которых была леди Мэри Уортли Монтегю, жена посла Великобритании в Стамбуле. В этих письмах леди Мэри в увлекательных подробностях описывала жизнь в Стамбуле. Правда, на реальный костюм увлечение Оттоманской империей повлияло мало, зато аристократки полюбили позировать для портретов в роскошных экзотических костюмах – кафтанах, тюрбанах, без корсетов, с длинными нитями жемчуга, драгоценными поясами. Но... Это всё ещё не "платья а ля тюрк"!

"Портрет дамы в турецком костюме", Жан-Батист Грёз, ок. 1790. (с) Из коллекции Окружного музея изящных искусств Лос-Анджелеса
"Портрет дамы в турецком костюме", Жан-Батист Грёз, ок. 1790. (с) Из коллекции Окружного музея изящных искусств Лос-Анджелеса

А они входит в моду в конце 1770-х. Иногда их называли разновидностью "черкешенки" - по видимости, это относилось к экзотической отделке, например, кисточки, бахрома или мех. Ещё их можно считать родственниками "англезов" (с отрезными лифом и юбкой) или полонезов (с цельнокроенными).

Полочки лифа были скроены так, что образовывали перевёрнутую литеру V - сходились на груди и расходились к талии. Под лиф надевали нарядный корсет (уже не совсем бельё, поскольку он был виден), контрастного по отношению к платью цвета. Хотя лиф мог быть и закрытым. Рукава - узкие, чаще всего (но не обязательно) двойные, то есть верхние короткие и нижние длинные. Иногда – но вовсе не обязательно – платье дополнялось кушаком.

Главное отличие - юбка. Распашная, из под-которой выглядывала нижняя. Так вот, юбка не драпировалась, не приподнималась, не прихватывалась, а просто ниспадала сзади. Или даже тянулась шлейфом.

Модные гравюры 1780-х. (сс) Wikimedia Commons
Модные гравюры 1780-х. (сс) Wikimedia Commons

Ох уж эти "вовсе не обязательно" и "чаще всего"... Сегодня уже легко запутаться в тонкостях моды той поры. Вот кажется тебе, что по всем признакам это "а ля тюрк", ан нет! Подпись гласит нечто другое. Утешимся тем, что и современники порой путались, а в журналах писали: "Натуралисты, исходя из своего опыта, учат нас, что когда скрещиваются разные виды, получаются чудовища. Однако в королевстве одежды, в империи моды всё по-другому. Союзы между нарядами разных жанров, разных типов, часто дают прекрасный результат".

Про эту модель говорили, что она соединяет в себе лучшие черты Востока и Запада, и она не теряла популярности, начиная со своего появления в вплоть до 1790-х.

"Портрет семьи Бержере де Гранкур", Жан-Лоран Монье, 1785. (с) из коллекции Художественного музея Бреста (Бретань)
"Портрет семьи Бержере де Гранкур", Жан-Лоран Монье, 1785. (с) из коллекции Художественного музея Бреста (Бретань)

Сохранилось упоминание, что когда в июле 1779 некая юная красавица появилась в таком платье на публике, падкая на новинки толпа окружила даму таким плотным кольцом, что ту едва не придушили – модницу выручили швейцарские гвардейцы!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!