Найти тему

Факты: красноармейцы в ближнем бою

Самоуверенность вермахта проявлялась в разных решениях и имела разные последствия. В выпуске "Битва за Москву глазами немцев" мы уже касались этого вопроса, но сегодня подойдём к нему с другой стороны.

.

Многие из вас видели эту инфографику, гласящую о том, сколько продержались разные страны против фашистов:

И так далее.

Глядя на эти данные возникает вопрос: и с чего бы вдруг немцам не быть самоуверенными?

Но это сыграло с ними очень злую шутку. Может быть, дело в том, что захват всех стран во временном промежутке "до СССР" схватился в сознании немецкого командования каким-то шаблоном? А война с Советским Союзом по большому количеству причин как раз таки требовала разрыва многих шаблонов? Вот, например, взять ближний бой.

Нет. У красноармейцев нет гена Шварценеггера или Брюса Ли, как могут полагать некоторые из вас. Наши не обладали фантастическими боевыми навыками ближнего боя, но об этом чуть позже, пока вернёмся к немецкому шаблону.

Назывался он "Блицкриг". Да, тактика молниеносной войны, товарищи. Ответьте, что быстрее - махать штыком или выстрелить? То то и оно. Логично было бы утверждать, что немцы должны были учиться лучше стрелять, чтобы выполнять главное условие блицкрига. Но в реальности всё было не совсем так. Ещё за годы и годы до Второй Мировой среди немецкой молодёжи сложился культ спорта, особенно в почёте было занятие боксом.

А во время самой войны дополнительно к боевым искусствам велась подготовка "подлых ударов", например, удар в глаза, по виску ребром ладони и т.д., преподавались и техники штыкового боя, причём вполне активно. Это давало отличные плоды, и свидетельств об этом даже в советских источниках немало.

23 ноября 1941 года разведгруппа 59-го стрелкового полка 85-й стрелковой дивизии обнаружила немецкий ДЗОТ. Разведчики ворвались внутрь, а немцы, несмотря на неожиданность, не дрогнули. В аду ближнего боя советская разведгруппа была практически уничтожена. Согласно донесению, 8 из 11 разведчиков погибли именно в рукопашной.

Хотя и в Красной Армии уже с первых лет после ее создания серьезное внимание обращали на уровень физической подготовки бойцов и, в частности, проводили занятия по гимнастике и ножевому бою.

В конце тридцатых годов было выпущено «Наставление по подготовке к рукопашному бою», основная мысль книги заключалась в необходимости разносторонней подготовки бойцов. Что это значит? А то, что советские солдаты должны одинаково хорошо уметь и преодолевать преграды, долго перемещаться по пересеченной местности и на высоком уровне пользоваться холодным-стрелковым оружием. Активно велась деятельность по развитию рефлексов, реакции, координации и скорости мышления. Боевые искусства на тот момент не преподавались, лишь отдельные боевые приёмы, совмещённые с штыковым боем.

Когда позади осталась война между Финляндией и Союзом (1939-1940), советский методический материал по ближнему бою был переработан и дополнен. Например, было акцентировано внимание на боях внутри окопов. Развили и идею использования сапёрной лопаты, как оружия.

Ближний бой отмечался, как имеющий неоспоримые плюсы. Например, генерал-майор А. А. Тарасов утверждал:

«Чтобы быстро сблизиться с противником для уничтожения его гранатой и штыком, чтобы меньше нести потерь от огня противника, каждый боец должен уметь технически и тактически правильно передвигаться и сноровисто преодолевать любое искусственное и естественное препятствие».

Но превратить советских бойцов в каких-то терминаторов такие тренировки не могли, на это способны только современные начинающие статейщики, приукрашивающие способности бойцов Красной Армии, мало читающие правильной литературы и хайп любящие.

Товарищи, наши отцы и деды были, в первую очередь, людьми, а не роботами! К тому же, во время войны регулярная армия быстро таяла, и дело моментально дошло до всеобщей мобилизации. Откуда восемнадцатилетнему парнишке быть мощным бойцом ближнего боя и противостоять немцу-боксёру?

Хотя, честно говоря, даже при этом всё было не так однозначно. Да, в среднем, немцы были гораздо более подготовлены физически. Да, научены ближнему бою и все как один вооружены штык-ножами.

Но.

Вот мы, наконец-то, и подошли к тому самому шаблону. Быстро захватив огромное количество стран, вермахт лишь укрепился в своей самоуверенности, и не готовился к войне с советским народом, как к чему-то особенному. И зря, вдруг если бы он нырнул в наш менталитет, в уровень нашей воли к победе, то, быть может, не купился бы на слаботехнологичное вооружение Красной Армии и не начал бы Великую Отечественную? Кто знает.

Фашисты изначально считали себя выше других. После войны Советов с Финляндией немцы, увидев наше вооружение и тактики боя, стали считать красноармейцев вполне отсталым народом. В ходе Великой Отечественной войны в письмах гитлеровцев домой нередко, и с каждым годом всё чаще, стали мелькать слова "дикари", "сумасшедшие", " безумцы " и так далее. Это они про наших, уточняю.

Вот. Вот! Это они и упустили, готовясь к войне с нами =)

Нельзя судить наш народ по параметру "технологические достижения". Во-первых, наш человек может год не делать ничего вообще, но когда припрёт, наш за месяц явит миру такие разработки, что боже мой. Кстати, одной из причин уверенности немцев в отсталости Советов было то, что мы производили большое количество деревянных самолётов. Да-да, прямо из фанеры. Это, кстати, не только насмешило немцев, но и стало для них почти смертельным, то есть было одной из причин нашей победы.

Во-вторых, уступающий немецкому спортивный уровень и выносливость, малый боевой опыт основного количества бойцов Красной Армии с лихвой нивелировался адреналином в крови советского гражданина и вытекающими из него последствиями. Биться до последнего? Нет проблем. Нет штыка? Достану нож. Ножа нет? Палку найду. Нет палки? А руки и зубы мне на что?

Это было преимущество не в боевых навыках, а в уровне отчаянности, воли к победе и боевом духе.

Да, были и выдающиеся бойцы с обеих сторон. Либо с отличными боевыми навыками, либо просто здоровые. В одном из сборников письменных воспоминаний мне встречался такой вот описанный нашим ветераном случай:

Здоровенный хохол поднял на штык фрица и выкинул его из окопа, словно рыбу.

И таких здоровых людей было не несколько, а вполне много, что, естественно, расползалось слухами и добавляло боязни немцам.

Нет, что вы, они были вполне уверены в себе и мотивированны идеей, но немцев сильно осаждало то безумство, до которого наши могли дойти ради победы. Ради победы, а не чтобы выжить.

А ещё в ближнем бою на помощь нашим приходила психология.

Командир 181-го ОРД отряда Северного флота, товарищ Леонов, в написанной после войны книге рассказывал об одном из способов вышибить самоуверенность из фрица. Леонов писал, что, если дело дошло до ближнего или рукопашного боя, нужно идти на немца, смотреть ему в глаза и гаденько улыбаться.

Да, как маньяк! На мой взгляд, ни разу не удивительно, что это срабатывало. Представьте, вы здоровый спортивный немец, который уже два года успешно отвоевал в Европе. И тут к вам в окоп запрыгивает чумазый советский солдат, видит вас, и, медленно приближаясь и глядя прямо в глаза, улыбается, поглядывая вам за спину. Мне одному кажется, что даже если у советского солдата в руках будет плюшевая игрушка вместо штык-ножа, немецкая фляжка всё равно начнёт подтекать?

К чему ещё пришлось привыкать гитлеровцам, так это к сапёрным лопатам. Точнее, к тому, что красноармейцы ими всерьёз дрались, и весьма успешно. Вообще сапёрная лопата - хорошая вещь. Её можно использовать и как топор, и как щиток, то есть и нападать и нормально защищаться. А вот фашистам такое оружие было в новинку, отчего возникали вот такие вот строчки в немецких отчётах и письмах:

Если они готовы драться даже лопатами, то я не знаю, как с ними вообще бороться. Они безумцы.

Это оружие, кстати, пришлось как нельзя кстати нашим бойцам, с ним очень хорошо обращались те, кто до войны работал, например, в строительстве или сельском хозяйстве.

Винтовка с штыком в тесном окопе или в здании - очевидно неудобная вещь, а вот боец, вооружённый лопаткой, сохраняет мобильность даже в ограниченном пространстве.

Лопата зачастую была более эффективным и уж точно более маневренным оружием, чем винтовка со штыком. Особенно если речь шла о боях в окопах или тесных коридорах разрушенных зданий.

Так что, товарищи, не будем с вами делать из наших предков Суперменов. Это было не кино. Это война. Война не за чей-то там пролив или море, не за влияние на месторождении, а война за свой дом, за себя и свою семью, за Отечество. И те красноармейцы, которые проникались этим, действительно могли творить безумные вещи, даже не имея ничего, кроме базовой военной подготовки и камня под рукой.

Нет, немцы не паниковали от одной только мысли о ближнем бое с нашими. Опасались, может быть, относились осторожно, но не более того.

Нет, никаких суперсекретных тактик ближнего боя у наших не было. Только основные практиконаправленные приёмы боя - разные способы обезоруживания, оглушения, незаметного убийства, защитных приёмов и использования подручных средств в качестве оружия.

Нет. Не было у наших каких-то массово выпускавшихся видов оружия, делавшего их королями ближнего боя. Разве что штык-нож трёх- четырёхгранный, раны от которого очень плохо зашиваются и заживают, да лопата сапёрная.

Да. Не смотря на вышеперечисленное, наши с вами предки смогли пробить толстую броню самоуверенности немецких солдат, ошеломить их и создать большую проблему в ближнем бою, вопреки тому, что гитлеровцы всю жизнь спортсмены, боксёры и прочие молодцы.

Почему? Потому что никто из красноармейцев на вопрос: "В чём сила, брат?" никогда не ответил бы, что сила в мышцах. Они чётко знали правильный ответ.