Здравствуйте, друзья!
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход (СДП). На эту тему прочитано бессчётное количество лекций, написано не меньше статей, разработаны методические письма по его внедрению, выпущены пособия. Но вопросов у учителей меньше не становится.
Чего же ждёт ФГОС от учителя? Что должен изменить системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса? А главное – возможна ли его реализация в современных условиях?
Попробуем разобраться!
Суть системно-деятельностного подхода изложена в древнейшей мудрости: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи рыбачить».
Современное образование с точки зрения СДП призвано научить ребёнка учиться. Обучение должно строиться не на транслировании готовых знаний, а на создании таких условий, при которых ученик через поиск различных решений смог бы открыть знание самостоятельно. Тогда и во взрослой жизни он сумеет ставить цели, прогнозировать результаты, корректировать способы решения задач, анализировать, делать выводы.
Как создать такие условия? Давайте разбираться на конкретных примерах.
С темой «Стили речи» в 5 классе можно познакомить ребят традиционно, предложив им прочитать статью в учебнике или объяснив новую тему, опираясь на таблицу. В таком случае мы предлагаем детям готовый продукт.
С позиции системно-деятельностного подхода знакомство с этой темой будет проходить иначе.
Начнём мы разговор издалека: выясним значение слова «стиль», сочетаемость этого слова с другими лексическими единицами, чтобы увидеть его в системном контексте. Постепенно подойдём к понятию «стили речи».
С самими стилями речи будем знакомить ребят не по готовому материалу, а анализируя тексты разных стилей, объединённых одной темой, например, темой «Гроза». Анализируя тексты, дети самостоятельно (в парах, группах) под руководством учителя заполнят таблицу «Стили речи», характеризуя назначение каждого стиля, сферу употребления, лексическое наполнение. После заполнения таблицы можно попросить ребят передать содержание таблицы с помощью схемы, круговой диаграммы, текста.
Замечательный пример интерактивной работы по этой теме вы найдёте в статье на канале "Учительская Мастерская":
При такой работе ребёнок будет вовлечён в активный познавательный процесс. Он анализирует, сопоставляет, сравнивает, меняет подачу информации, делает выводы.
На этапе закрепления материала можно выбрать традиционный сценарий: читать тексты и определять их стили. А можно включить ребят в активный творческий процесс, который поможет каждому ребёнку поучаствовать в работе мастерской по созданию коллективного шедевра.
Реализация системно-деятельностного подхода в современных условиях, конечно, возможна. В этой статье я поделилась лишь несколькими приёмами вовлечения учеников в активную познавательную деятельность. Надеюсь, что вы поделитесь своими.
Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.
#фгос третьего поколения
#системно-деятельностный подход