Найти тему
СИБУР

Юбка из бутылок и сумка из шин: как мода спасает мир от отходов

Оглавление

Мода — это не только про одежду и красоту, но еще про самовыражение и позицию. С помощью одежды можно высказаться. Например, «я богат», или «я люблю японскую культуру», или «я против убийства животных». С помощью вещей можно рассказать и о своем отношении к экологическим проблемам и осознанному потреблению. А иногда помочь их решить на деле. Рассказываем, как экологические принципы преломляются в работе модельеров и как выбор одежды может внести реальный вклад в сохранение природы.

Зачем нам экологичная мода

Производство модной одежды оказывает заметное воздействие на природу. Только в России, по оценке Российского экологического оператора (РЭО), ежегодно на свалку попадает около 2 миллионов тонн ненужной одежды. При этом мощностей по утилизации текстиля хватает лишь на несколько десятков тысяч тонн.

-2

На мусорных полигонах одежда может разлагаться десятки и сотни лет, но она не просто отнимает территорию. Ткани при разложении выделяют парниковый газ — метан, который, в свою очередь, влияет на климат. По данным волонтерского сообщества Global Methane Initiative, вклад этого газа в глобальное потепление — примерно треть. При этом более половины одежды в мире производится именно из синтетики — в силу ее дешевизны и износостойкости.

Даже если одежда сделана из натуральных материалов, она все равно будет разлагаться долго, поскольку в процессе производства прошла через отбеливание, окрашивание, вымывание в химических ванных. В результате в воздух и грунтовые воды попадают токсины.

Экологичность в последние годы стала главным модным трендом. На смену так называемой fast fashion, то есть быстрой моде, подразумевающей погоню за новинками и массовое производство, пришла устойчивая мода. В ее основе — бережное отношение к окружающей среде, борьба с избыточным производством и этичное отношение к сотрудникам.

Вторая жизнь гардероба

Одно из главных направлений развития устойчивой моды — апсайклинг. Так называют вторичное использование старых вещей. Когда-то слово «апсайклинг» в сфере моды воспринимали скорее негативно, но теперь это модный тренд и потребительский запрос. Во-первых, общество в целом стало внимательнее относиться к проблеме отходов. А во-вторых, пандемия с ее ограничениями показала дизайнерам, что вместо заказа новых тканей вполне можно обратиться к остаткам с прошлых коллекций — это и называется апсайклинг.

Например, нидерландский дизайнер Дюран Лантинк в своей работе полностью отказался от новых материалов. Он берет старые коллекции модных брендов вроде Gucci и Prada и шьет из них новые люксовые вещи. Такой подход находит отклик и у мировых звезд, в том числе Дюран шил одежду для популярной певицы Билли Айлиш. Ее стилистке так понравились работы дизайнера, что она прислала Лантинку старые вещи Билли и предложила подарить им вторую жизнь — снова апсайклинг в одежде.

Источник: https://www.vogue.co.uk/fashion/article/duran-lantink-billie-eilish
Источник: https://www.vogue.co.uk/fashion/article/duran-lantink-billie-eilish

Экологичность в моде продвигают не только отдельные дизайнеры, низовые активисты и локальные бренды, но и мировые модные гиганты. Например, Balenciaga тоже следует экотрендам. В начале 2021 года к открытию своего магазина в Токио бренд выпустил коллекцию худи, футболок и лонгсливов, сделанных из обрезков прошлых коллекций. Все вещи линейки традиционно украшает надпись «Balenciaga», но буквы «нарезаны» из разных периодов жизни бренда.

Источник: https://www.vogue.ru/fashion/hudi-i-futbolki-iz-narezannyh-arhivnyh-veshej-v-novoj-kapsulnoj-kollekcii-balenciaga
Источник: https://www.vogue.ru/fashion/hudi-i-futbolki-iz-narezannyh-arhivnyh-veshej-v-novoj-kapsulnoj-kollekcii-balenciaga

Российским брендам одежды экотренды тоже не чужды. Например, большой выбор апсайкл-одежды есть у VINA — рубашки из разноцветных лоскутов, юбки из галстуков, джинсовые куртки из штанов и прочее. Бренд сотрудничает с благотворительным фондом «Второе дыхание»: люди отдают ненужную одежду, а VINA шьет из нее новые коллекции.

От пустой бутылки к модному жилету

Второй, даже еще более модный экотренд — ресайклинг. В отличие от апсайклинга ресайклинг предполагает, что предметы делают не из старой одежды, а из продуктов переработки вторичного сырья, то есть модную одежду шьют буквально из пластиковых бутылок, пакетов, переработанных покрышек и других отходов.

Модных брендов, использующих переработанные материалы, сегодня (что радует!) становится все больше, в том числе в России. Например, российский бренд Boyari нашел экологичную замену натуральной коже — яблоки. В создании материалов для своей одежды Boyari использует отходы пищевой промышленности — кожицу и сердцевины яблок. Polyarus шьет одежду и сумки из рекламных баннеров, автомобильных покрышек и ремней безопасности.

Источник: https://vk.com/albums-67025208?z=photo-67025208_457239921%2Fphotos-67025208
Источник: https://vk.com/albums-67025208?z=photo-67025208_457239921%2Fphotos-67025208

СИБУР тоже за экологичность. И не только в производстве, но и в повседневной жизни. Так, по просьбе компании российский экобренд 99recycle создал поясные сумки из переработанных пакетов и обрезков ПВХ-тканей с лодочных и батутных производств. Один из основателей 99recycle назвал заказ от СИБУРа на 7 500 сумок прорывным для бюро. Для этого проекта бюро привлекло волонтеров и нашло производства, которые смогли поставить отходы ПВХ-ткани.

Вместе с музыкальным фестивалем Bosco Fresh Fest СИБУР выпустил линейку экологичных дождевиков, сделанных из переработанных пакетов.

-6

Кроме того, вместе со своим давним партнером «Сбером» СИБУР разработал жилет из переработанного пластика. Один такой жилет — это восемь пластиковых полуторалитровых бутылок, которые превратились в наполнитель и согревают кого-то зимой.

 Источник: https://news.unipack.ru/87426/
Источник: https://news.unipack.ru/87426/

Еще один модный и экологичный проект СИБУРа — коллаборация с российским брендом одежды WOS. В совместную линейку вошли футболки, спортивный костюм, плащ-дождевик и кепка, сделанные из переработанного пластика, но при этом не отличающиеся по свойствам и тактильным ощущениям от традиционных тканей. Дизайнер Андрей Артемов лично отобрал для их производства лучшие этичные фабрики, а многоразовая упаковка для вещей сделана из разработанного СИБУРом инновационного материала Vivilen, который на 50% состоит из переработанного пластика. Наконец, вырученные с продажи линейки средства были направлены в благотворительный фонд «Второе дыхание» на развитие программ ресайклинга текстиля.

Сотрудники СИБУРа тоже стараются вносить свой вклад в осознанное потребление. Например, специалистка отдела проектирования ЗапСибНефтехима Юлия Сильченко выиграла грант СИБУРа, закупила швейное оборудование и открыла собственную экомастерскую «Зеленая сова». Теперь она шьет шоперы, многоразовые бахилы, сумки для ноутбуков и поясные сумки из ненужных рекламных баннеров, изделий из ПВХ, сломанных зонтиков и других вторичных материалов.

Источник: https://t-l.ru/319082.html
Источник: https://t-l.ru/319082.html

Вместе с тем, даже если речь идет об экологичных вещах, не стоит доходить до фанатизма и забивать ими свой шкаф. Золотое правило осознанного потребления — «покупай меньше, выбирай лучше». Берите ту вещь, которая вам действительно нужна и которую вы наденете больше пары раз. А когда она вам надоест, не выбрасывайте, а отнесите в секонд-хенд или на переработку.

-9

#устойчиваямода #осознанноепотребление #ресайклинг #апсайклинг #экологичность #сделановсибуре

Хобби
3,2 млн интересуются