Найти тему
Секреты Старого Китая

Как проходили метаморфозы ушу, или немного про Гуандун

Читатели просят примеров, как проходили реформы ушу в начале ХХ века. Таких примеров настолько много, что даже непонятно - с чего начинать-то?

Ибо идея "смело отбросить прежние пережитки" насколько проникла в Мир Улинь той поря, что даже начинаешь задумываться: а есть ли вообще общее у боевых искусств Старого Китая до реформ ХХ века и у ушу Нового Времени?

Сейчас очень популярны стили Юга Китая. Это во многом связано и с происхождением #карате от #ушу, и с творчеством Брюса Ли и других промоутеров китайских боевых искусств через кинематограф. Поэтому сегодня небольшой пример "смеси бульдога с носорогом", или как южане экспериментировали со своей Традицией.

Ниже примеры из книги "Комбинация кулачного искусства змеи, кошки и журавля" (蛇猫鹤拳结合 Shé māo hè quán jiéhé). Автор, Лян Цзянгуан (梁鑑光 Liáng Jiànguāng), вполне в линии традиционной передачи:

  1. Хуан Фэйхун (黃飛鴻 Huáng Fēihóng, 1847-1924);
  2. Линь Шижун (林世榮 Lín Shìróng, 1861-1943);
Линь Шижун с детства изучал семейные боевые искусства у своего деда и последовательно обучался у известных мастеров боевых искусств провинции Гуандун, таких как Линь Фучэн и Хуан Фейхун. Что интересно, его дед Линь Бошань был деревенским мастером кулачного искусства, который, как говорили, участвовал в восстании Тайпинов. Это тоже интересное ответвление развития китайских боевых искусств, по мнению ряда исследователей именно тогда было одно из первых массовых воздействий западных идей на ушу и нэйгун.
Линь Шижун с детства изучал семейные боевые искусства у своего деда и последовательно обучался у известных мастеров боевых искусств провинции Гуандун, таких как Линь Фучэн и Хуан Фейхун. Что интересно, его дед Линь Бошань был деревенским мастером кулачного искусства, который, как говорили, участвовал в восстании Тайпинов. Это тоже интересное ответвление развития китайских боевых искусств, по мнению ряда исследователей именно тогда было одно из первых массовых воздействий западных идей на ушу и нэйгун.
Линь у своего деда изучал вот такое необычное оружие (流金鐺 liújīnchēng) и таолу "Ладони бабочки" (蝴蝶掌  húdiézhǎng) стиля хунцзяцюань.
Линь у своего деда изучал вот такое необычное оружие (流金鐺 liújīnchēng) и таолу "Ладони бабочки" (蝴蝶掌 húdiézhǎng) стиля хунцзяцюань.

Для понимания вероятной динамики движений в книге вот видео современного исполнения этого таолу:

В 1930-х годах, по настоянию своего ученика Чжу Юйчжая, Линь Шижун опубликовал «Три сокровища Хунцюань», впервые нарушив правила Мира боевых искусств.

Однако такая открытость привела к огромной популярности Хунцзяцюань. Он также написал много романов и рассказов про своего учителя Хуан Фэйхуна, а его ученик Лю Чжань активно продвигал #Хунцзяцюань в гонконгской киноиндустрии, демонстрируя аутентичные техники в фильмах. Лю Чжань, кстати, отец не только боевиков в стиле кунг-фу, но и знаменитого режиссера таких фильмов Лю Цзяляна.

Линь Шижун некоторое время занимал интересную должность (睇場 Dì chǎng) обеспечивал поддержание порядка на скотобойне. Такая работа аналогична работе службы безопасности, но иногда он также отвечал за решение важных дел и споров. В народе он получил в итоге занятное прозвище (猪肉荣 Zhūròu Róng): первые два иероглифа означают "свинина", а третий взят из его имени и означает "слава, известность, популярность". В 1979 году про всё это вышел одноименный культовый фильм с хорошо всем известными актерами.
Линь Шижун некоторое время занимал интересную должность (睇場 Dì chǎng) обеспечивал поддержание порядка на скотобойне. Такая работа аналогична работе службы безопасности, но иногда он также отвечал за решение важных дел и споров. В народе он получил в итоге занятное прозвище (猪肉荣 Zhūròu Róng): первые два иероглифа означают "свинина", а третий взят из его имени и означает "слава, известность, популярность". В 1979 году про всё это вышел одноименный культовый фильм с хорошо всем известными актерами.

Весь прикол в том, что знаменитый теперь Хуан Фейхун в то давнее время не входил в число «Десяти тигров Гуандуна», наиболее высококвалифицированных мастеров боевых искусств той провинции на закате Империи Цин...

-4

По одной из версий, южнокитайские пираты активно разоряли побережье провинции Гуандун с 1790 по 1810 год, что привело к массовому возникновению отрядов местной самообороны и школ боевых искусств в том регионе. Как говорили в те годы:

ветер занятий боевыми искусствами был очень горячим.

В Гуанчжоу было открыто множество залов боевых искусств, куда впервые массово стали набирать учеников. Конкурируя на рынке, мастера боевых искусств регулярно бросали вызов друг другу. Быстро распространился подход прийти и "выбить с ноги и закрыть двери [школы]". Вполне возможно, что в условиях такой жесткой конкуренции невозможно было преподавать в Гуанчжоу без реальных навыков, не говоря уже о том, чтобы сделать себе имя в Мире боевых искусств. Однако такая среда, несомненно, некоторое время способствовала развитию южного ушу.

Но вернемся к книге. Ниже несколько иллюстраций, которые предоставят вам некоторое впечатление об используемой технике.

Как видно на этой картинку, используется устоявшийся тогда термин национальное искусство-гошу (国术 guoshu).
Как видно на этой картинку, используется устоявшийся тогда термин национальное искусство-гошу (国术 guoshu).
Техника называется "Кошка настигает мышь" :)
Техника называется "Кошка настигает мышь" :)
Немного змеиной техники. Слева "Змея распрямляет хвост", справа "Змея бьет в лицо".
Немного змеиной техники. Слева "Змея распрямляет хвост", справа "Змея бьет в лицо".
"Журавль играет с песком".
"Журавль играет с песком".
"Журавль бьет дикого гуся"
"Журавль бьет дикого гуся"
-10

Вот такой небольшой обзор литературы того времени. Совсем скоро рынок будет просто завален различными пособиями по ушу, делая когда-то сокровенное и тщательно сберегаемое знание своих предков доступным для любого желающего...

Всем хороших тренировок!

Дм. Моисеев, СПБ - 2022