Читатели просят примеров, как проходили реформы ушу в начале ХХ века. Таких примеров настолько много, что даже непонятно - с чего начинать-то?
Ибо идея "смело отбросить прежние пережитки" насколько проникла в Мир Улинь той поря, что даже начинаешь задумываться: а есть ли вообще общее у боевых искусств Старого Китая до реформ ХХ века и у ушу Нового Времени?
Сейчас очень популярны стили Юга Китая. Это во многом связано и с происхождением #карате от #ушу, и с творчеством Брюса Ли и других промоутеров китайских боевых искусств через кинематограф. Поэтому сегодня небольшой пример "смеси бульдога с носорогом", или как южане экспериментировали со своей Традицией.
Ниже примеры из книги "Комбинация кулачного искусства змеи, кошки и журавля" (蛇猫鹤拳结合 Shé māo hè quán jiéhé). Автор, Лян Цзянгуан (梁鑑光 Liáng Jiànguāng), вполне в линии традиционной передачи:
- Хуан Фэйхун (黃飛鴻 Huáng Fēihóng, 1847-1924);
- Линь Шижун (林世榮 Lín Shìróng, 1861-1943);
Для понимания вероятной динамики движений в книге вот видео современного исполнения этого таолу:
В 1930-х годах, по настоянию своего ученика Чжу Юйчжая, Линь Шижун опубликовал «Три сокровища Хунцюань», впервые нарушив правила Мира боевых искусств.
Однако такая открытость привела к огромной популярности Хунцзяцюань. Он также написал много романов и рассказов про своего учителя Хуан Фэйхуна, а его ученик Лю Чжань активно продвигал #Хунцзяцюань в гонконгской киноиндустрии, демонстрируя аутентичные техники в фильмах. Лю Чжань, кстати, отец не только боевиков в стиле кунг-фу, но и знаменитого режиссера таких фильмов Лю Цзяляна.
Весь прикол в том, что знаменитый теперь Хуан Фейхун в то давнее время не входил в число «Десяти тигров Гуандуна», наиболее высококвалифицированных мастеров боевых искусств той провинции на закате Империи Цин...
По одной из версий, южнокитайские пираты активно разоряли побережье провинции Гуандун с 1790 по 1810 год, что привело к массовому возникновению отрядов местной самообороны и школ боевых искусств в том регионе. Как говорили в те годы:
ветер занятий боевыми искусствами был очень горячим.
В Гуанчжоу было открыто множество залов боевых искусств, куда впервые массово стали набирать учеников. Конкурируя на рынке, мастера боевых искусств регулярно бросали вызов друг другу. Быстро распространился подход прийти и "выбить с ноги и закрыть двери [школы]". Вполне возможно, что в условиях такой жесткой конкуренции невозможно было преподавать в Гуанчжоу без реальных навыков, не говоря уже о том, чтобы сделать себе имя в Мире боевых искусств. Однако такая среда, несомненно, некоторое время способствовала развитию южного ушу.
Но вернемся к книге. Ниже несколько иллюстраций, которые предоставят вам некоторое впечатление об используемой технике.
Вот такой небольшой обзор литературы того времени. Совсем скоро рынок будет просто завален различными пособиями по ушу, делая когда-то сокровенное и тщательно сберегаемое знание своих предков доступным для любого желающего...
Всем хороших тренировок!
Дм. Моисеев, СПБ - 2022