Император Константин Багрянородный принимал русскую княгиню в покоях своей супруги императрицы Елены. Здесь были и все его дети, включая соправителя, сына Романа, с женой, прекрасной Феофано. Разрешили присутствовать и княжичу Улебу.
Ольга вошла степенно, сын чуть позади. Константин, не вставая с места, кивнул головой на стулья, предлагая Ольге с Улебом сесть. Беседа потекла ровно, словно мимо шедшие соседи завернули нежданно на огонек. Императрица Елена непременно знать хотела, как живется на далекой Руси. Отчего-то ей казалось, что Киев скован вечным холодом и нельзя пройти по улице не вооружившись топором или вилами, опасаясь нападения вездесущих волков. Ольга отвечала терпеливо, развеивая заблуждения, доказывая, что живут на Руси ничуть не хуже, чем в развитой и солнечной Византии.
-Так что ты, княгиня, желаешь действительно принять веру Христову?- спросил наконец Константин, перебивая словесный поток жены, уже начавшей расспросы о банях да нарядах.
-Всем сердцем желаю! И сын мой Улеб тоже! - Улеб тут же покраснел, неожиданно для себя став источником всеобщего внимания.
-А князь Святослав? - Константин пытливо вглядывался в лицо гостьи.
-В раздумьях пребывает! Но принявших православие не притесняет! У нас каждый волен верить во что пожелает душа его!
-Покойный князь Игорь, супруг твой, не мало горести принес нам в свое время. Твой старший сын еще молод, но говорят походит во всем на отца!
-Его взор направлен в сторону от Византии! Другими путями ходит!
-То пока! А как потом станут ему тесны земли окрестные?
-Что будет никому не ведомо! - уклончиво ответила Ольга.
-Надобно в мире жить!- наставительно заявил Константин.
-О том только и мыслю! - в тон ему отвечала княгиня.
"Ох и умна, княгиня и хитра!"" - думал император. Он знал, что войну с руссами ему не выдержать. Соглядатаи доносили, что князь Святослав в бою неистов. Юный возраст не мешает ему быть любимцем у воинов. Опыт в походах военных с малых лет имеет. Только на мудрость его матери и уповал теперь Константин. Но как скрепить союз между державами? Святослав язычник и отдать за него одну из дочерей Константин не мог. Женить же на принцессе княжича Улеба и сам не хотел. Сильный Святослав никогда не уступит власти этому хлипкому юноше, что краснеет аки девица, при каждом упоминании своего имени.
-Прошу императора о милости! - прервала его размышления Ольга, - Будь при крещении моем крестным отцом!
"А ведь это выход! Вроде и породнимся, сплотимся воедино общей верой! А там, Бог даст, и Святослава крестим и всю Русь!" Мечты уносили Константина в далекое будущее, суля сплошные блага.
-За честь почту! Сейчас же сообщу патриарху Феоклиту, пусть готовит торжество!
На том прием и закончился. В тяжких раздумьях возвращалась Ольга на свой постоялый двор. Не одним только желанием принять крещение полнились ее мысли. Знала, как молод Святослав и может ему потребоваться могучий союзник в борьбе с врагами. Да и самого Константина надо бы сдержать, чтобы и мыслей у того не возникло алчным взглядом смотреть в сторону Руси. Но упрямец Святослав не желал креститься и не мог взять себе византийскую принцессу в жены. Надо было найти другое средство, держать Византию в узде. И Ольга придумала его...
Каждый день отец Григорий рассказывал Ольге и Улебу все подробности церемонии крещения. Учил когда и что должны будут делать, как отвечать на вопросы. День торжества приближался, а Ольга больше ни разу не видела императора. Тревога поселилась в душе: "Вдруг не сдержит слово, не станет сам крестить меня? Тогда напрасно такой путь проделала!" Но накануне крещения явился к ней посол с дарами от императора. В резной шкатулке лежал тяжелый, усыпанный драгоценными каменьями крест.
-Дар императора Константина будущей крестнице! - провозгласил гонец и Ольга поняла, что не передумал Константин взять на себя эту роль.
Настало долгожданное утро. Ольга облачилась в простое платье, покрыла голову белым платом. У огромных ворот величественного собора ждали ее император Константин и патриарх Феоклит, пожелавший лично провести сей обряд над княгиней руссов. Крестным Улеба должен был стать сын императора Роман. Но в последний момент решили, что крестится Улеб позже, в Киеве.
Вошли в собор и началась торжественная служба. Словно ангелы пели под высокими куполами, открывая путь блаженства новым душам. Ладаном и миром пах собор. Мягкий свет свечей и блики солнца в разноцветных витражах неземным светом озаряли все вокруг, словно не на земле они, а в том, обещанном праведникам, раю. Свет этот словно вошел в душу и вышли новокрещенные из храма просветленные, с чистыми помыслами. Отец Григорий говорил, что при крещении прощаются человеку все прежние грехи и надеялась Ольга, что перестанет ей сниться кровавая тризна, устроенная ею по погибшему мужу...
В императорском дворце была приготовлена праздничная трапеза. Ольгу усадили на самое почетное место, рядом с крестным отцом-императором. Отзвучали поздравления и потекла беседа.
-Могу я рассчитывать на помощь возлюбленной дочери моей, коли нужда застанет? - спрашивал Константин.
-Можешь! Только и ты не забудь, что на Руси живет твоя крестная дочь! Негоже между родней вражду иметь!- отвечала Ольга.
Скоро засобирались в обратный путь, чтобы к зиме поспеть на родную землю, вырваться из уже постылых каменных стен, увидеть родные просторы.
Малуша с трудом передвигалась по горнице. Огромный живот не давал спокойно ходить, мешал спать. Уж по что Владимир большой да крепкий родился, а это дитя видимо совсем великаном будет! Вот радость-то для Святослава! Только не радостно самой Малуше. Жить в Киеве невыносимо, а придется! Не сможет расстаться с сыновьями! В том, что родится второй сын сомнений не имела. Боязно только было, что не сможет родить такое большое дитя. Посылала мать в волхвам, да на капище, чтобы принести жертву богам. Со страхом ждала дня родов. Да еще вот-вот княгиня Ольга должна воротиться и придется опять жить под ее строгим, обвиняющим взглядом.
Святослав, целыми днями проводивший вне Киева, объезжающий окрестности, словно ища вольного ветра, заходил порой к ней, справлялся о здоровье. Сейчас Малуша не рада была его визитам - до того безобразной казалась сама себе. Не захочет Святослав совсем ее видеть после такого! Он приходил, а она стыдливо прятала глаза, натягивала до подбородка просторную душегрею. Он помявшись, забирал сына и все дольше бывал у отца Владимир, невыносимая тишина стояла в горнице.
-Едут! Совсем близко уже! Только бы все успеть! - в горницу заглянула Белка. Состояние дочери сильно ее тревожило. Повитуха говорила, что дитя не большое, воды много в Малуше, но глядя на огромный Малушин живот поверить в это было трудно.
Малуша перебралась к окну, из которого как раз был виден, как на ладони, весь княжеский двор. Через какое -то время раздался шум. Приветственные крики полетели со всех сторон. Во двор, на своем огромном коне въехал Святослав, а за ним вкатилась княжеская повозка. Святослав слез с коня и подал руку матери, помогая сойти на землю. Малуше показалось, что княгиня стала еще выше, еще горделивей обозначилась посадка головы. Поискала взглядом Улеба и не нашла. Зато стоял рядом с Ольгой, облаченный в богатые одежды старец Григорий. Не стремился спрятаться, как раньше. Смело занимал место чуть позади княгини, чем вызывал явное не удовольствие Святослава. Процессия вошла внутрь терема. Белка сказала, что будет пир и веселье. Только ей, Малуше, опять томиться в одиночестве. Владимир проковылял к ней, уцепился за юбку, пытаясь забраться на колени к матери, когда открылась дверь и вошла одна из девок.
-Княгиня Ольга внука требует! Стосковалась с дороги!- девушка взяла Владимира на руки и тот протестующе заревел, - Не гоже княжичу слезы лить! - приговаривала девушка Владимиру, унося его с собой.
Предслава смотрела, как Ольга держит на руках ее сына Ярополка. Воркует над ним, что-то шепчет в маленькое ушко. Она испытывала гордость, но только до той поры, пока не принесли Владимира. Больно видеть было, как Ольга, с той же нежной улыбкой, что недавно дарила ее сыну, смотрит на сына Малуши. И вот уже Ярополк делит с Владимиром и бабкину любовь.
От пытливого взгляда Ольги не укрылось недовольство Предславы. Подметила болезненной выражение на ее лице. Украдкой вздохнула. "Будут еще проблемы с женами Святослава! Не сумеют любовь делить! Но переносить ненависть на дитя - не позволю!"
Улеб стоял у дома Милорада, оставив коня за оградой. Как ни искал в толпе глазами Алтун, ее не было. Не страшась гнева матери, повернул коня к заветному дому и сейчас никак не решался войти, боясь, что случилось что-то страшное. На крыльцо выскочил один из сыновей Милорада, узнал гостя, закричал зовя мать. Мирина вышла из избы отирая испачканные мукой руки о рушник, тепло поздоровалась с княжичем.
-Где Алтун? - робко спросил он.
-По утру отправились с девушками в лес по грибы. Должны скоро вернуться!
Улеб погнал коня к опушке леса, который почти прилегал к крепостной стене. Уселся ждать прямо на пожухлую траву. Дни уже стояли прохладные. Природа отдавала последние щедрые дары, готовясь погрузиться в долгую зимнюю спячку. По земле деловито сновали муравьи, торопясь натащить в свой общий дом побольше припасов. В далеке показалось стадо, лениво подгоняемое одиноким пастухом. Небольшой отряд гридей, объезжал с осмотром крепостные стены. Завидев одинокого всадника направились прямо к нему. Признали в нем княжича, тепло поприветствовали и ускакали дальше по своим ратным делам.
В лесу послышались звонкие девичьи голоса, протяжно поющие песню. Сердце Улеба забилось часто. Вот из леса по одиночке и парами стали выходить девушки. Наконец мелькнула среди деревьев черная коса. Улеб вскочил на ноги, напряженно вглядываясь вперед. Она вышла из леса, увидела его. Уронила на землю тяжелую плетеную корзину, бегом бросилась на встречу. Остановилась, когда осталось лишь несколько шагов. Тогда вперед шагнул он и заключил девушку в робкие объятия...
Примечание автора к данной главе:
Я не решилась использовать летописный вариант развития событий в Константинопале, да простит меня за это читатель! Но крайне неправдоподобно выглядит намерение Константина жениться на Ольге. Он христианин, имеющий супругу, и вместе с супругой принимающий княгиню, о чем есть также исторические документы. Версия о том, что небольшой мирный союз был заключен с помощью обряда крещения, показался более достоверным! Но это всего лишь мое мнение...
Поддержать канал (сумма любая):