Найти в Дзене
Наглядная история

Динамика импорта, экспорта и других компонентов платёжного баланса в 2022

Оглавление

Я, если честно, думал, что сейчас, в связи с тем, что Таможенная служба временно закрыла свои данные, мы не можем знать, сколько Россия экспортирует и импортирует. Однако, оказывается, эти общие данные всё ещё можно узнать из статистики Центробанка по платёжному балансу (страница с общей отчётностью и с кратким отчётом за 2-й квартал).

1. Экспорт и импорт

Экспорт, как видим, в последнем квартале прошлого года побил рекорд за всю историю, да и дальше был достаточно немаленьким.

Характерного для обычных кризисов (2008/9, 2014/15, 2020) резкого спада пока не видно. А вот по импорту спад есть, хотя пока и не такой масштабный, как в 15-м, но примерно как в 20-м.

-2

Это следствие санкций и ухода иностранных компаний. В целом ко 2-му кварталу прошлого года импорт упал на 22%. Как мы видели из данных ЕС, по Европе у нас спад импорта почти двукратный в последнее время (хотя и уменьшается потихоньку, в июне "всего" -38%). Но Европа составляет примерно треть российского импорта, с другими странами запада, допустим, чуть меньше половины. Итого минус половина от этого, как раз около 22-25% и получается.

В итоге мы получаем достаточно нетипичную ситуацию: экспорт как во время роста, импорт как во время кризиса, что выливается в бьющее исторические рекорды сальдо вот уже 3-й квартал подряд!

-3

Всего по счёту текущих операций (т.е. с учётом экспорта/импорта услуг, выплаты доходов) сальдо ещё выше по сравнению с обычным и предыдущими максимумами!

-4

В общем, денег хоть залейся, о чём я и писал (и о чём Силуанов говорил, что и поддерживает курс рубля).

2. Активы и обязательства

На что же идут эти деньги? В целом, они идут на покупку российскими резидентами активов, за минусом тех денег, что дают нашим организациям иностранные резиденты в качестве обязательств. Давайте посмотрим, как дела с ними.

По всем обязательствам в сумме картина типичная для предыдущих кризисов. Иностранные инвестиции уходят (но с таким притоком денег из экспорта это не проблема).

-5

Кстати, заодно с кризисами (2008/9, 2013/14) виден период стагнации 2010-х, и всплески инвестиций во времена дорогой нефти (2006-8, 2010-14, 2021).

По покупке активов нашими - наоборот, как будто и нет никакого кризиса. Да, некоторое снижение есть, но не в минус.

-6

Впрочем, возможно, эти деньги просто оседают на счетах, поскольку их невозможно пока потратить на покупку оборудования, попавшего под санкции. Надо изучать детальнее этот вопрос. (P.S. Судя по всему, так и есть: большинство этой суммы, 39 млрд в 1 квартале 2022-го, ушло в краткосрочные активы прочих секторов по графе "Cсуды и займы, наличная валюта и депозиты")

А вот по прямым инвестициям картина поистине аномальная. Их уход в обе стороны не просто бьёт антирекорды, он вообще практически впервые в истории, начиная с 1994-го года, стал отрицательным в 1-м квартале 2022-го (по прямым инвестициям данных за 2-й квартал не нашёл), до этого только изредка уходил в небольшой околонулевой минус.

-7
-8

Похоже, это так заметен разрыв связей с западом, уход иностранных компаний. Но, кстати, благодаря тому, что это процесс двусторонний, сальдо по ним околонулевое (здесь отрицательное сальдо означает превышение потока инвестиций в Россию над инвестициями из России в другие страны).

-9

Если объединить данные по годам (а то по кварталам большой разнобой), то получим такую, более наглядную картину.

-10

Отрицательные значения - чистый приток прямых инвестиций. Это было максимально в 2006-8 (дорожающая нефть и растущая экономика), в 2016-м (приватизация доли Роснефти с участием Катара, Швейцарии и Сингапура) и в 2019-м (тут не знаю, что; может, компенсация оттока в 2018-м во время борьбы с офшорами?).

В общем, сейчас картина в чём-то типичная для кризисов, а в чём-то уникальная (большой приток валюты, первый в истории массовый уход прямых инвестиций, причём как российских в другие страны, так и иностранных в Россию).