Найти тему
Цитадель адеквата

Легендарная Троя, Гомер и миф о Генрихе Шлимане

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Во-первых, о Трое. В глазах науки исторической «Троя» — комплекс из десяти культурных слоёв, соответствующих расположенным одно над другим и относящимся к разным эпохам поселениям, большинство из которых могло именоваться «городами».

Древнейшим (Троя 0) является поселение ещё неолитическое, существовавшее в IV тысячелетии до новой эры. Затем, без преемственности, на том же холме около 3000 года до н.э. возводится укреплённая стеной из сырцового кирпича деревня земледельцев (Троя I). Это деревня племени уже индоевропейского происхождения — хеттов или лувийцев. Первый же город — по своим временам весьма крупный и богатый, — Троя II — появляется на холме Гиссарлык около 2600 года. Но через 300 лет эта Троя погибает в результате пожара. И в последующие века на том же месте люди пытаются — безуспешно — обосноваться ещё трижды. Лишь в Критско-Микенскую эпоху — 1900 лет до н.э. — город возвращает былое величие. Крупный центр, — и даже с водопроводом, — Троя VI — процветает шесть веков и погибает в результате землетрясения около 1300 года.

Но город снова отстраивается, — хотя, лишь как тень прежнего, — и около 1200 года до н. э. маленькая Троя VII разрушается войной, перейдя в результате в руки фригийских переселенцев. Не на долго, ибо Троя VIII и Троя IX существовавшие с 900 года до н. э. по 400 год уже новой эры — богатые и известные всему античному миру города с греческим населением.

...Вот. И это первый интересный момент. Известные. Известно, что город на холме Гиссарлык назывался Троей с 9 века до н.э.. Что, собственно, его и кормило. В римское, в македонское, — и даже, этому можно удивиться, но факт, — до этого в персидское время Троя являлась крупным центром туризма. Ибо Гомер был «нашим всё» Средиземноморья и богатых желающих посетить место действия древней поэмы находилось множество. Допускается, — но это не доказано, да, собственно, ниоткуда и не следует, — первой Троей по названию могла стать ещё Троя VII за четыре столетия до греков.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Вторым примечательным моментом является то, откуда известно о Трое? Не от Гомера, а, как легко понять из вышеизложенного, из греческих и римских источников, упоминающих реально существующий город. Главным мифом о Трое, таким образом, является то, что она в какой-то момент каким-то там историками могла считаться «мифической». То что греческий город под названием Троя существовал до первых веков христианства, всегда было известно точно, и никем в мире — никогда — не подвергалось сомнению.

Правдой о Трое являлось и то, что она — пропала. Ибо в период кризиса античной цивилизации город своё существование прекратил… ну как прекратил — на его месте в средние века существовало турецкое поселение — и затерялся среди массы древних руин на восточном берегу Эгейского моря. Которые из них конкретно прежде именовались «Троей», некоторое время известно не было.

...Найдена же была Троя — путём отождествления с римскими руинами на холме Гиссарлык, в 1822 году. Раскопки на месте начались в 1853 году, а ещё через двадцать лет к ним присоединился Генрих Шлиман. И это — первая часть мифа уже не о Трое, а о Шлимане. «Отрицаемую наукой» Трою Шлиман не только не находил «вооружась томиком Гомера», но и не искал. Это уже не требовалось.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Вторая часть мифа о Шлимане является более живучей, и подразумевает, что он нашёл — в результате раскопок — конкретно ту Трою, о которой писал Гомер. Сам Шлиман именно так, кстати, и думал, но — по невежеству — заблуждался. Нужный культурный слой, — как и вышележащие, — его бригада прошла на вылет, даже не заметив. Находки, отождествляемые археологом-любителем с легендарной Троей (по срокам это могла бы быть Троя VII) относились, на самом деле, к на полторы тысячи лет более древнему слою Троя II. «Та» Троя VII была найдена позже без Шлимана и без помпы.

...И вот это самый интересный аспект проблемы. Почему «без помпы»? Потому что, «та» — в кавычках. «Той» Трои, о которой писал Гомер, никогда не существовало. Это действительно, легендарный город. Как вымышленными являлись и все события поэмы.

И тут надо сосредоточиться. Город под названием Троя — существовал. Причём, уже во времена жизни Гомера. Но к делу это никакого отношения не имеет. К какому делу? К литературному произведению. Анализ текста определённо показал, что создана «Илиада» одним автором, не слепым, кстати, ни разу. Но создана не с нуля, а на основе нескольких более ранних поэм.

Ну, правда. Если бы Гомер сочинил всё сам, и вопроса бы о реальности Трои не стояло. Историческая ценность поэмы очевидно отсутствовала бы. Но он не сочинял, а собирал и обрабатывал предания, слушая других рапсодов. Однако, если б до Гомера повесть именно об осаде Трои именно в таком виде уже существовала, он не считался бы её автором.

...И, кстати, почему поэма об осаде Трои — «Илиада»? Потому что через раз осаждённый ахейцами город именуется Илионом. Почему? Первой версией исследователей творчества поэта была то, что «Илион» — догреческое название той же Трои. Однако, анализ текста — по частоте употребления связанных с «Троей» и «Илионом» слов — показал, что это просто разные города… из разных сказок. Причём, известен сей факт давно, успев даже стать прописным. В учебнике прямо говорится, что «Илиада» написана на основе преданий о нескольких (не двух даже) разных походах ахейцев в Азию. До кучи же Гомер добавил туда содержание множества не связанных мифов.

Теоретически, в основе одной из услышанных Гомером рапсодий мог лежать и набег конкретно на гиссарлыкскую Трою VII. Но едва ли лежал, так как город был разрушен и заново населён не греками, а фригийцами. То есть, если и так, то вымышленными оказывают остальные события поэмы… Скорее, можно предположить, что истории о набегах на какие-то другие города, — слишком перемешанные с вымыслом, чтобы имело смысл искать в них крупицы правды, — лишь позже и лишь отчасти отождествились в представлении греков с борьбой за гиссарлыкскую Трою. Взятую ими за три поколения до Гомера.