Сочинение написано. Осталось подвести итоги, то есть написать вывод.
Давайте вспомним основные этапы работы. Для этого остановимся на фразах-подсказках.
_____________________________
ПРОБЛЕМА
➖️ Автор текста размышляет над проблемой... (Рассуждая о..., автор задаётся вопросом...)
_____________________________
ПЕРВЫЙ ПРИМЕР С ПОЯСНЕНИЕМ
➖️ В качестве примера автор рассматривает... (Проблема раскрывается автором на примере...)
➖️ Этот пример убедительно доказывает...
СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ И ЕЁ АНАЛИЗ
➖️ Для сравнения автор обращается к... (Размышляя над проблемой, автор противопоставляет...)
ВТОРОЙ ПРИМЕР С ПОЯСНЕНИЕМ
➖️ Далее автор рассказывает о том... (Автор обращает внимание читателя на...)
➖️ Писатель убеждает нас в том...
______________________________
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
➖️ Позиция автора такова...
➖️ Автор считает, что...
______________________________
ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА С ОБОСНОВАНИЕМ
➖️ Трудно не согласиться автором. Сама история человечества не раз доказывала это...
➖️ Безусловно, автор прав. Нельзя не вспомнить героя романа...
_____________________________
Итак, заключительная часть работы - это вывод, подведение итогов, обобщение сказанного.
📍Не стоит писать то же самое, с чего вы начинали сочинение, так как теряет смысл вся проделанная работа.
📍Кроме того, надо понимать, что позиция автора - это итог ЕГО рассуждений, а общий вывод в сочинении - результат ВАШЕГО осмысления текста.
📍Чтобы заключение получилось достойным, содержательным и, как говорится, по существу, надо ответить на вопрос: "КАКОЙ НРАВСТВЕННЫЙ УРОК Я ВЫНЕС ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ТЕКСТА?"
📍Правильно написанное заключение ещё раз ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА САМОЕ ГЛАВНОЕ в сочинении.
Есть несколько способов завершить работу.
1. Обобщение сказанного выше. Чаще всего в такой концовке возвращаются к позиции автора, излагая её более широко и эмоционально. ("Невольно напрашивается вывод..." , "В заключение важно отметить...", "Таким образом, ...")
▪️"Итак, автор убедил нас в том, что желание помочь слабому, готовность протянуть руку помощи или подставить своё плечо тому, кто в беде, и делает нас человеком. Не деньги! Не власть! Не сила! А доброе сердце."
✔️Помните о том, что есть риск увлечься пересказом или начать повторять сказанное в предыдущих частях работы. Избегайте этого!
2. Вопросно-ответная форма. (▪️"Так почему так важно соблюдать...?/научиться...?/беречь...? Ответ один: чтобы...")
3. Риторический вопрос.
Такой вопрос-восклицание сделает заключение эмоциональным, живым и ёмким, вернёт нас к проблеме текста, подчеркнёт её актуальность.
▪️"Как можно не любить свой дом, свой язык, свою страну? Есть ли что-то важнее и правильнее, чем быть нужным там, где ты родился?"
4. Призыв к читателю или выражение надежды ("Давайте помнить.../уважать.../ беречь...!") ***Призывом разумно продолжить обобщение сказанного.
▪️"Давайте уважать стариков, ведь и нам когда-то придётся занять их место!".
" Хочется верить, что люди рано или поздно поймут: планета наша хрупкая и у нас нет права испытывать её на прочность войнами и экологическими катастрофами."
5. Цитата. Это должно быть высказывание из анализируемого текста или цитата из другого источника. Важно, чтобы отобранный материал точно и полно отражал авторскую мысль, поэтому не каждая цитата будет уместна в заключении. Достойно будет звучать вывод, финал которого - ёмкая цитата.
▪️"Текст ещё раз убедил меня в том, что без упорства и трудолюбия невозможно добиться поставленной цели. Хочу подтвердить свой вывод словами Д.И. Менделеева, который утверждал, что "нет без усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев."
Интересен тот факт, что человек устроен так, что лучше всего запоминает сказанное в самом начале или в самом конце. Поэтому даже слабую работу можно скрасить за счёт сильной заключительной части. Наверняка, все знают про "вишенку на торте". Заключение в сочинении и есть та самая "вишенка".
Каждый раз, вспоминайте о том, что "мудрый человек учится на чужих ошибках, умный - на своих, дурак не учится вообще". Не бойтесь ошибаться! Не игнорируйте чужие сочинения, в том числе и не самые лучшие. Если вы узнаете, что именно другие делают не так, то, безусловно, постараетесь избежать тех же ошибок. А отличные работы станут для вас стимулом и примером!