Один мой родственник, занимающий в морском гражданском ведомстве не пыльную должность, отправился с инспекцией из Петербурга в Новороссийск. Суть командировки заключалась в проверке готовности гражданских судов (буксиров, рыболовецких траулеров), по команде, стать в строй ВМФ России в качестве полноправных боевых единиц.
Был пароходик, таскающий баржи, а поставят пушечку в 45 – мм, и он уже корабль готовый крушить флот супостата.
В связи с этим, вспомнилась история о героическом бое и гибели советского сторожевого корабля «Туман» 10 августа 1941 года.
Ну, кораблём его назвали после того, как 19 октября 1939 года, «рыбак» был зачислен в состав Северного флота, и как дозорный корабль, получивший соответствующее обозначение ДК-10.
А с началом Великой Отечественной, его вооружили, и стал бывший дозорный корабль – сторожевым, ведь 26 июня 1941 года на нем был поднят военно-морской флаг,
Изначально же, «Туман» предполагалось использовать для ловли рыбы, и построен он был в городе Данциге по заказу «Севгосрыбтреста», в 1931 году.
Каковы были успехи его команды в ловле рыбы, история умалчивает, но героизм экипажа, проявленный в безнадёжном морском бое, с превосходящими силами фашистской эскадры, при халатности артиллеристов береговой батарей, заслуженно можно поставить в один ряд с легендарным «Варягом».
Характеристики и вооружение бывшего траулера, уже в качестве сторожевика, были соответствующими:
Водоизмещение1150 т
Длина 50,8 м
Ширина 9,0 м
Высота 4,5 м
Мощность двигателя 1 × 675 л. с.
Скорость хода 10 узлов
Дальность плавания 4300 миль
Экипаж 52 чел.
Вооружение:
Пушки две 45-мм пушки — на полубаке и кормовой надстройке.
Пулемёты 2 × 1 — 7,62-мм
Противолодочное вооружение:
18 бомб БМ-1 и на корме дымовые шашки.
45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21- стоявшая на вооружении Военно-Морского Флота СССР в 1930-е — 1950-е годы, было не очень грозным оружием.
Начальная скорость снаряда 760 (835) м/с
Скорострельность 30 (40), выстрелов в минуту
Максимальная дальность стрельбы 9200 (11 000).
А ситуация складывалась на всех фронтах для Советского Союза не просто.
В июле 1941 года немецко-фашистские войска попытались опрокинуть сопротивление Красной Армии и захватить незамерзающий советский порт Мурманск, а так же главную базу Северного флота Полярный.
Завязались ожесточённые бои с высадкой морских десантов и контратаками. Корабли, в том числе военизированные буксиры, и траулеры поддерживали огнём своей артиллерии пехоту.
Среди них был и сторожевик «Туман».
А уже 5 августа, экипажу корабля доверили самостоятельную дозорную службу на линии остров Кильдин — мыс Цып-Наволок.
Обнаружение подводных лодок и кораблей противника, рыскающих на коммуникациях, была их главная задача.
10 августа, на пятые сутки похода, в 4.25 сигнальщик «Тумана» заметил три вражеских эсминца - Z-4 «Рихард Байтцен», Z-10 «Ганс Лоди» и Z-16 «Фридрих Экольдт.
У экипажа было только два выхода или сдаться, или принять не равный бой.
Стоит обратить внимание на боевые характеристики вражеских кораблей и в сравнении с нашим судном.
Эсминец Z-10 «Ганс Лоди»
Основные характеристики:
Водоизмещение 2270 т — стандартное, 3190 т — полное
Длина 121 м
Ширина 11,36 м
Мощность 70 000 л. с.
Скорость хода 38,2 узла
Дальность плавания 1530 миль
Экипаж 325 человек (10 офицеров)
Вооружение:
Артиллерия 5 × 1 — 127-мм[2] АУ SK C/34 (боезапас — 120 выстрелов на орудие)
Зенитная артиллерия 2 × 2 — 37-мм и 6 × 1 — 20-мм
Минно-торпедное вооружение 2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов и до 60 мин заграждения.
Как видно из технического описания, советскому судну вообще ни чего не светило в этом бою, но это было наше советское судно, и экипаж на нем состоял из советских людей.
Командир «Тумана» Лев Александрович Шестаков принял решение, на полном ходу уйти под защиту наших наших береговых батарей, размещавшихся на острове Кильдин.
Береговые батареи(остров Кильдин), замечу, что во время войны, она зарекомендовали себя, как боевые единицы, довольно скромно, а во время событий, известных как гибель СКР «Туман», одна из них открыв огонь лишь попугала вражеские корабли, а другая так и не произвела ни одного выстрела.
Батарея №10 обнаружили противника с большим опозданием, несмотря на то, что они имели донесение от зенитчиков, о том, что в море видны силуэты кораблей.
В результате, миноносцы противника, потопив советский сторожевик, прикрывшись дымовой завесой, безнаказанно ушли.
Это потом командование сделало определённые выводы, но корабль в месте с половиной экипажа остался навечно в Баренцевом море.
Тягаться в скорости с эскадренными миноносцами бывший траулер не мог, и сблизившись на расстояние до 25 кабельтовых, фашисты открыли огонь, практически, из всех орудий.
Каждый из немецких кораблей имел на своём вооружении по пять 127-мм орудий и мог развивать 36-узловую скорость.
Отстреливаясь, «Туман» пытался прикрыться дымовой завесой, но это не удалось, её снесло ветром.
В корпусе появились пробоины и корабль остался без радиосвязи.
Следующие залпы эсминцев вызвали пожар на корме. Было выведено из строя рулевое управление, повреждены полубак, мостик и ходовая рубку.
Артиллеристы «Тумана» продолжали вести огонь из единственной сохранившейся носовой пушки и пулемёта.
Все остальные члены экипажа под огнём противника боролись за живучесть корабля, тушили пожар, и заделывали пробоины,
Открытый с опозданием из-за плохого оперативного взаимодействия огонь одной из береговых батарей отогнал немецкие эсминцы.
Оставшиеся в живых 37 моряков покинули погибающий корабль, а в 5 часов 50 минут волны Баренцева моря сомкнулись над судном, так и не спустившим флага.
Наградами экипажу, стали лишь подарки от рабочих Мурманска, которые были вручены морякам практически сразу после боя.