Главная беда воспитания – «высокомерие» родителей.
Большинство родителей всерьез думают, что они сами настолько прекрасны, что просто обязаны свои взгляды на жизнь внедрить в мышление ребенка. Лично мне это крайне странно.
И тем не менее, весь воспитательный процесс построен не на формировании здоровых убеждений и навыков, а на копировании родительских установок. А мы-то с вами знаем, что подавляющее количество родительских установок годятся скорее для суицида, нежели для счастливой жизни.
Вы удивитесь: как же так, родители желают своему ребенку добра и делают все, чтобы ему было …легче или веселее... или что-то в этом роде.
Родители, конечно, хотят добра ребенку, но несут добро настолько рьяно, что эффект в итоге оказывается противоположным.
Воспитательный процесс сводится к передаче ребенку мировоззрения родителей, значительная часть которых не до конца осознала себя, свое место и смыслы жизни.
Главный секрет воспитания заключается в том, что мы можем транслировать в окружающий мир только то, что есть внутри нас.
Родители передают своим детям то, что заложено и активно функционирует в их душевной организации. И не более того. При всей огромной заботе о ребенке и желании чему-то его научить, родители не в состоянии «прыгнуть выше собственной головы», т.е. выйти за пределы своего мировоззрения.
Все воспитательные установки от мамы и/или папы, внедряющиеся в психику ребенка, являются точным отражением психических программ родителей. Большая часть родительских психических программ представляет из себя большой набор негативных, иногда разрушительных установок.
Печаль в том, что родители самоотверженно и фанатично передают свои программы и модели жизни своим детям. Настолько фанатично, что остается только удивляться.
Кого родители делают из своих детей? Успешных, образованных, счастливых и т.п.?! Очень сомнительно. Практика показывает совсем иное.
Родители из своих детей делают Себя!
Почему себя? Очень просто: ребенок, перенимающий родительские программы, вынужден жить в соответствии с родительскими установками и психическими программами. Ребенок копирует родителей и сценарии их жизни.
Такое впечатление, что многие родители считают себя идеальными людьми, черты которых «не грех» передать своим детям. В реальности, никакого идеала у родителей нет, есть параноидальное стремление сделать из своего ребенка себя: «жертву», боящуюся жизни, с неприятием себя и недоверием к противоположному полу.
В разных семьях передаются слегка разные наборы родительских «кошмаров», и тем не менее, обобщения в теме воспитания имеют право на существование. В общей массе людей заблуждения и ошибки мало чем отличаются друг от друга.
Такое ощущение, что многие люди, когда становятся родителями, проводят эксперимент: « - А не сделать ли мне из своего ребенка такого или такую как я, а затем посмотреть, что из этого выйдет. Как он или она сможет прожить жизнь с моими «закидонами», ограничениями и «глюками»?!...
Как известно, не все эксперименты дают положительные результаты. В итоге получается, что семья и воспитание – это экспериментальное клонирование родителями самих себя.
Если вы считаете себя идеальным, и вы точно знаете, что передаете ребенку достойные личностные качества, тогда отлично, продолжайте. Но если вы вменяемый человек и осознаете, что у вас есть свои проблемы, о которых вы знаете, а может и не знаете, то в вашем воспитательном процессе есть большая проблема.
Может ли птица, не умеющая летать, научить летать своего птенца?
Очень вряд ли. В том-то и дело. В реальности получается, что не то, чтобы не умеющие летать, «бескрылые» птицы пытаются вылепить из своих детей «орлов» и «лебедей». Разумеется, безуспешно. Но разговоров про воспитание, разговоров...
В древности на Востоке была традиция: небогатые семьи отдавали ребенка на воспитание и обучение человеку, владеющему какими-то видами искусства, включая суфийские и другие практики. Ребенок редко виделся с родителями, но получал бесплатное образование. Родители делали это не потому что хотели поскорее избавиться от ребенка. Родители понимали, что лучшее воспитание их ребенку может дать только самый продвинутый учитель / мастер. Родители древности, в отличие от современных, намного реалистичнее оценивали свои родительские возможности.
Есть решение этой непростой проблемы
Возникает вопрос: где взять здоровые убеждения, если их нет в родительской семье? Ответ простой: за пределами родительской семьи! Категорически необходимо, для ребенка, расширять поле восприятия, в котором он живет и развивается.
Найти способ передать часть воспитательного процесса человеку или людям, обладающим теми чертами, которые вы хотели бы видеть в своих детях. Этими людьми могут быть ваши друзья, знакомые, коллеги, кто угодно, лишь бы эти люди представляли из себя достойный пример для подражания и перенятия опыта. Чем больше будет носителей позитивных идей в среде вашего ребенка, тем лучше.
Главная родительская, воспитательная функция - это Любить ребенка! И как дополнительная задача – не испортить своими «кошмарами» ему жизнь. Ребенок - не «плацдарм» для экспериментов, а также удовлетворения и компенсации своих проблем.
Дорогие родители!
Не делайте детей похожими на себя. Делайте их лучше себя!! Разумеется, я говорю только о человеческих качествах.
Сделайте все возможное, чтобы мир вашего ребенка был намного больше ограниченного и несовершенного поля вашей семьи.
Надеюсь, никого не обидел. Здоровая самокритика родителей – надежда для их детей на позитивную и полноценную жизнь.