Православная Церковь верит в то, что Дева Мария умерла как обычный человек. Как каждый из нас, она несла на себе последствия первородного греха - тление и смерть. После её смерти Иисус Христос воскресил её и забрал в Царствие Небесное.
Католическая Церковь придерживается другой точки зрения. Она утвердила догмат о телесном вознесении, который гласит, что Дева Мария, закончив земной путь, не умерла, как другие люди, а была взята с телом и душой в небесную славу. При этом используются разные образы исхода Богородицы:
успение как сон,
временная смерть,
переход в Царствие Небесное,
взятие Пресвятой Девы в небесную славу,
особое участие в Воскресении её Сына и предвкушение воскресения остальных.
В католичестве существуют два направления:
1) иммортализм, который считает, что Дева Мария не умирала,
2) мортализм, который считает, что Дева Мария претерпела кратковременную смерть.
Догмат о телесном вознесении базируется на догмате о непорочном зачатии Девы Марии, который утверждает, что Дева Мария с момента своего зачатия была сохранена от скверны первородного греха.
Католики верят, что Дева Мария была безгрешна, свободна не только от наследственного, но и от личного греха. Следовательно, она не могла умереть обычной человеческой смертью, ведь единственной причиной смерти является грех.
Богородица не познала смерть через тление. Её успение было подобием сна, не нарушившего целостность её пречистого тела. В своём нетленном человеческом естестве она была перенесена в Царствие Божие.
Католики считают, что Богородица ещё до рождения получила искупление по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Спасителя Иисуса Христа.
Католический догмат о непорочном зачатии делает попытку изобрести идеальную, безгрешную человеческую природу, достойную для того, чтобы соприкоснуться с Богом, и отрицает полноту идеи Боговоплощения. В этом проявляется нежелание помыслить, что Бог мог соединиться с греховной человеческой природой.
Однако в Писании и Предании нет подтверждений, что Дева Мария была безгрешной. Даже духовный авторитет католиков - Ансельм Кентерберийский (11 век) - прямо указывал на то, что Дева Мария «была зачата под законом греха».
Православные святые отцы рассматривают согласие Марии принять в себя Бога как согласие всего человечества принять Бога, идущего в мир. Если бы Богородица имела природу, отличную от нашей (без первородного греха), то потерялось бы единство между ней и человечеством.
Если послушать проповеди современных католических священников, то в них явственно подчёркивается идея, что Богородица не познала смерть в человеческом понимании, не умерла обычной смертью, подразумевающей разрушение и тление. Богородица как бы уснула, для того, чтобы перейти в этом состоянии из мира земного в мир небесный. Этим они объясняют название праздника «Успение Пресвятой богородицы». В проповедях упоминаются и другие наименования праздника: «Переход Пресвятой Богородицы», «Взятие на небо Пресвятой Девы Марии».
Католические священники любят ссылаться на апокриф - прото-евангелие от Иакова, в котором говорится, что Дева Мария уснула и перешла из одного состояния в другое.
В их проповедях говорится о непорочном зачатии Девы Марии, о том, что она была свободна от первородного греха и не познала смерти через тление. Её смерть была подобием сна, не нарушившего целостность её пречистого тела. В своём нетленном человеческом естестве она была перенесена в Царствие Божие. Так она была вознаграждена Господом за ту миссию, которую осуществила на земле.
Причинами появления католических догматов о Деве Марии является искажение образа Бога.
В Средневековье в западной церкви образ Бога ожесточился, утратил Евангельские черты. Это связано:
1) с католической антропологией, которая утверждает, что Господь отвернулся от человека после грехопадения и наказал его за то, что тот оказался не в силах противостоять злому началу, которое Бог сам вложил в его природу;
2) с учением об оставлении грехов, которое говорит, что в покаянии Бог прощает человеку только вину, но не наказание. Господь знает, что человек не в силах принести удовлетворение за все грехи, но требует от него страданий.
Такой образ Бога может вызывать трепет, ужас, но не любовь. Человек начинает искать того, кто воплощает образ Евангельского Христа. Богородица идеально подошла на роль заместителя Бога. Она стала средоточием того, что в умах средневековых западных богословов было утрачено Богом.
Строгости и справедливости Христа-Судии стало противопоставляться милосердие Девы Марии. Появилась идея, что Христос передал сферу милосердия Деве Марии, оставив себе сферу справедливости.
Получила широкое развитие идея (Бернард Клервоский, 11 век) о посредничестве Девы Марии, о том, что Господь хочет, чтобы люди испрашивали всё, что хотят от Бога, не напрямую, а через Деву Марию и получали это благодаря её заступничеству.
В XIII веке появилась идея, что Дева Мария соучаствовала в искуплении путём сострадания Христу на Голгофе.
Возникло учение о двух видах посредничества:
1. Посредничество искупления,
2. Посредничество как заступничество, присущее Деве Марии, а также святым и Церкви.
Католическое учение о посредничестве Девы Марии отвергли реформаторы, считавшие, что оно препятствует истинному поклонению, которое следует воздавать только Богу. Они критиковали противопоставление милосердия Девы Марии и справедливости Иисуса Христа.
В настоящее время в современной католической мариологии существует тенденция , допускающая появление третьего догмата о Деве Марии.
Католики пытаются решить противоречие: как могла умереть Дева Мария, будучи свободной от греха? Ведь смерть – это следствие первородного греха.
Предлагаемое решение: Богородица претерпела смерть добровольно, и её смерть имеет соискупительное значение, подобное искупительному значению смерти Христовой.
Таким образом, Католическая Церковь стоит на пути создания второго бога-искупителя.
Православная Церковь отвергает догматы о непорочном зачатии Девы Марии и о её телесном вознесении. Мы почитаем Богородицу как земную мать воплотившегося Бога, смиренно и добровольно выполнившую свой подвиг, понёсшую немыслимые страдания и с самого начала знавшую, какая миссия ждёт её Сына.
Дева Мария умерла человеческой смертью, воскресла по воле Бога и была взята Им в Царствие Небесное. Мы почитаем Пресвятую Богородицу как лучшую из всех людей и как честнейшую и славнейшую из всех Сил небесных – херувимов и серафимов.