Власти в первой половине XIX века пытались решить проблему недостаточного финансирования уездных училищ Казанской губернии за счет привлечения негосударственных средств. Основным источником пополнения училищного бюджета продолжало оставаться государственное финансирование.
В начале XIX века в Российской империи проводилась образовательная реформа. Основой образования должна была стать начальная школа. А не частные учителя и гувернеры.
Первые всесословные школы в Казанском наместничестве Российской империи
Функции начальной школы (а не среднепрофессионального суза как можно подумать по названию) должны были взять уездные училища. На территории Казанской губернии действовали училища: Казанское, Чебоксарское, Чистопольское, Ядринское, Козьмодемьянское, Царевококшайскеое, Лаишевское, Мамадышское, Свияжское, Спасское, Тетюшское, Цивильское.
Ими занимались приказы общественного призрения, которые свою работу делали из рук вон плохо. С 1807 года на каждое училище из государственных средств стали отпускать по 500 рублей ежегодно. Позже средств стали ассигновать куда больше.
- В губерниях первого разряда на содержание училищ по штату предполагалось 1600 руб. в год, в губерниях второго разряда – 1410 руб., третьего – 1250 рублей. Казанская губерния относилась к третьему разряду. В результате, средства местных училищ здесь были весьма ограниченными, причем все финансирование, как правило, уходило на оплату годичного жалованья уездному смотрителю училищ – 400 руб., двум учителям – по 150 руб. каждому, законоучителю – 100 руб., учителю рисования – 100 руб. Кроме того, выделялось 350 руб. на содержание училищного здания и «прочие расходы» - статья Гузель Вазыховны Ибнеевой и Айсулу Ильгизовны Шакировой ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Средств не хватало и власти регулярно направляли предписания в уездные сообщества с просьбой к жителям пожертвовать в пользу уездных училищ.
Но уездные Казанской губернии на тот период отличались малым числом имущих людей - купцов и мещан.
Когда и как начало образовываться сословие татарских купцов?
Поэтому материальное положение училищ было крайне слабым. Местные жители отдавали свои чада к частным учителям, а не в училища.
Не удалось привлечь меценатов и обещанием выставлять их портреты в училищах. Тем более сумма для этого была огромная - 3000 рублей. А за 5000 рублей шло высочайшее благоволение от императора с его подписью.
В феврале 1819 года ввели плату за обучение в училище - 10 рублей ежегодно.
В 1811 году ввели институт почетных смотрителей из богатых помещиков. Помещики старались изыскивать средства на дополнительные нужды училищ. Тем более эта должность приравнивалась к государственной службе и позволяла получать выслугу лет. Поэтому для получения выслуги на смотрителей стали претендовать бывшие офицеры и чиновники. Но суммы они находили маленькие - от 10 до 150 рублей в год. Хотя были исключения - в 1834 г. почетный смотритель Мамадышского уездного училища Николай Афанасьев находил не менее 300 рублей в год.
Текучка среди смотрителей была большая. Их часто смещали из-за того, что они утаивали средства или использовали на личные нужды. Длительное время оставались те, кто мог достать большие средства.
Главной проблемой было отсутствие у уездных училищ собственных помещений. Они размещались в частных домах или общественных учреждениях.
При этом делить помещение им приходилось с другими учреждениями. Или же арендовать за 120-170 рублей частные квартиры, не приспособленные к учебе. Там было тесно и душно, что часто отмечали комиссии. Позже для училищ все таки начали покупать помещения и целые дома. В основном их покупали или предоставляли меценаты.
Также меценаты помогали с учебными материалами и книгами, дефицит которых был в то время очень большим.