1775 год запомнился в истории Москвы, как год празднования грандиозной победы над Османской империей и заключения Кючук-Кайнарджийского мира.
Это была затяжная война, длившаяся с 1768 по 1774 годы, исход которой решили умелые действия графа П. А. Румянцева.
Екатерина Великая торжествовала.
Турки повержены. Россия приобрела крепости Керчь, Еникале и Кинбурн, получила выход к южным морям и смогла держать флот на Чёрном море. Что было также важно, полуостров Крым получил автономию от Оттоманской Порты и через несколько лет вошёл в состав Российской империи.
Все это случилось в 1774 году, а зимой 1775 в Москву доставили и казнили Емельяна Пугачева.
Бунт внутри империи был подавлен, главный противник на юге усмирен и вынужден подписать мирный договор весьма не приятный и даже позорный.
Такие события требовали небывалого празднества!
И Екатерина Великая приезжает в Москву. Именно Первопрестольная стала главным городом этих торжеств.
Жила Екатерина в холода в Пречистенском дворце, который на скорую руку "собрали" из домов Голицыных и Долгоруковых, соединив оные переходами и галереями. Это было не самое удобное жилище, и Екатерина с досадой отмечала, что в ее кабинет ведут сразу три двери.
Однако, лучшего не было. После того, как семья государя и вельможи перебрались в Петербург при Петре Великом, московские дворцы по немногу ветшали.
На лето же императрица переехала в Коломенское, где для нее подле обветшавшего дворца царя Алексея Михайловича выстроили новый деревянный дворец в три этажа.
Однако и такая временная мера не устроила государыню, и вскоре она выкупает у жившего рядом князя Кантемира его имение Чёрная грязь и нарекает его Царицыно.
А что же праздник?
Для устроения торжеств Екатерина обращается к архитектору Василию Ивановичу Баженову и вот как она описывает будущий праздник.
Вот что она писала в письме к Гримму : «В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: - Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг - Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой – Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира.
За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…
… Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток».
Баженов исполнил волю императрицы и Москва с удивлением обнаружила на пустынном Ходынском поле целый городок причудливой архитектуры, песчаные моря и реки и трибуны в виде кораблей.
Государыня осталась довольна торжествами и поручила Баженову выстроить нечто подобное, но более капитальное в ее новом имении, в Царицыно.
А на Ходынском поле она пожелала иметь собственный дворец, где могла бы остановиться до въезда в Москву.
Дворец был необходим. Последний Путевой дворец был у Солнечной Горы (ныне г. Солнечногорск), а ближе к Москве не было ничего, кроме двора грузинских князей в селе Всехсвятское.
Тогда на Ходынском поле, в том месте, где только что стояли праздничные павильоны, было решено строить подьездной дворец.
Это было поручено архитектору Матвею Федоровичу Казакову, другу и отчасти ученику Баженова.
Вдохновением для него должны были стать те самые павильоны, которые надлежало разобрать.
В 1776 году на землях когда-то принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю, началось строительство и к 1779 был завершён в черне.
Отделка длилась до 1783 года.
По месту своего нахождения и своему назначению дворец получил название Петровский Путевой и Подьездной дворец.
Екатерина лишь однажды останавливалась в этом дворце, в 1787 году по пути из Крыма в Петербург.
Следуюшим сюда прибыл император Павел, в дни своей коронации.
Он-то и повелел включить остановку в Петровском Путевом дворце в регламент коронационных торжеств.
Эту традицию не нарушил ни один из императоров.
Сегодня о тех громких торжествах 1775 года напоминают, сохранившийся Путевой дворец и избежавшие гнева Екатерины Великой малые павильоны и строения усадьбы Царицыно.
Но это уже совсем другая история.
Мои старания можно поощрить лайком и подпиской.
#москва #дворец
парк #архитектура #праздник