Большевики утверждали, что в царской России жили сплошь баре да темные, неграмотные крестьяне, которые постоянно ходили в лаптях, умирали от голода и болели. На самом деле все было не так. Развитие России шло по нарастающей: при Александре II выплавка стали выросла в 1,7 раза, при Александре III – в 2,9 раза, а при Николае II – в 4,3 раза. При Временном правительстве этот показатель упал в 1,4 раза, а при Ленине – в 3 раза. Позже, при Сталине, показатель роста вернулся к дореволюционному уровню и составил 4,3 раза.
Россия и Урал
В 1912 году в Петербурге активно велась стройка форта Обручев, в Кронштадте были построены Николаевский и Алексеевский форты.
В Подмосковье были заложены новые города – Электрогорск, Электросталь и Электроугли, появились поселки Домодедово, Кувшиново, Морозовск.
В 1896 году была закончена реконструкция Мариинской системы каналов, связывающих Волгу с Балтикой. Центр России соединялся с Архангельском, Донецком и Ригой железными дорогами. В Туле закончили модернизацию оружейного завода, появились два новых предприятия по производству пороха и стрелкового оружия.
В 1913 году от Астрахани до Саратова протянули железнодорожную ветку, воздвигли мосты у Свияжска, Ярославля и Симбирска.
На Урале в начале XX века построили 2,3 тыс. км железных дорог, заложили такие города, как Нижневартовск, Копейск, Волчанск, Дегтярск, Тавда.
Донбасс, Крым и Кавказ
В начале XX века на Донбассе из поселков в города выросли Юзовка (ныне Донецк), Дебальцево, Енакиевка, Димтиевский (Макеевка), появились населенные пункты Антрацит, Алачаевск, Перевальск.
Развернулась стройка века – прокладка Северодонецкой железной дороги, соединившей Харьков с Донбассом и Львовом. В 1908 году через Днепр был перекинут двухъярусный мост – он связал Донбасс с Кривбассом. В 1914 заложили единственный в Европе дугообразный железнодорожный мост через Днепр – Мерефо-Херсонский, его, правда, так и не достроили.
С 1903 года началось сооружение Северо-Донецкой системы шлюзов, по которой можно было доставлять уголь в Россию. В 1913 году на Донбассе работали 1200 шахт, самой глубокой из них была Новосмольяниновская – 745 метров. За 20 лет производство стали в регионе выросло в 8,5 раза, чугуна – в 7 раз, а угольного кокса – в 12 раз.
В Луганске был возведен самый большой в России патронный завод, в Мариуполе – завод по производству брони, а в 1915 году в Донецке и в Кадиевке появились заводы по производству бензола, аммиачной селитры и азотной кислоты – компонентов для тротила.
На Днепре состав речного флота достиг 400 судов. Стали претворять в жизнь проекты по углублению Днепра, Днестра и Южного Буга. Для этого использовали землечерпательные машины и экскаваторы; строили плотины и шлюзы. Одесский и Николаевский порты получили снабжение электричеством.
Население Киева благодаря высотной застройке увеличилось в два раза. Самой грандиозной высоткой стал 12-этажный «небоскреб» Гинзбурга.
В 1910 году стали разрабатывать проект Крымского моста, однако он был заморожен из-за войны. Тем не менее железная дорога пришла в Керчь и Евпаторию, в Крыму построили больше 500 верст автомобильных дорог. В Керчи и Феодосии велись работы по созданию портов.
В 1913 году в Севастополе воздвигли Батарею №13, благодаря которой в войну немцы так и не решились идти на приступ города.
На Кавказе железные дороги связали с Россией Туапсе, Владикавказ, Грозный, Беслан, Баку и Махачкалу. Был построен новороссийский порт. Завод «Кубаноль» стал выпускать оборудование для нефтепереработки и военной промышленности. В Сочи была заложена Ривьера, а в Ессентуках появилась ГЭС.
Дальний Восток и Сибирь
Самой грандиозной стройкой России в начале XX века была Транссибирская железная дорога протяженностью в 10 тыс. км. Она была окончена лишь в 1916 году. В ходе ее прокладки использовали шагающие экскаваторы и грузовые машины, в скалах были пробиты 39 двухпутных тоннеля, причем длина самого большого тоннеля составила 2 км.
В 1910 году Амурская шоссейная дорога соединила Хабаровск с Благовещенском. На Дальнем Востоке в обиход вошли машины и мотоциклы.
В 1897 году заложили порт Владивосток и к нему проложили железнодорожную ветку.
В 1898 году был основан город Уссурийск, в 1903 году – Новосибирск (Новониколаевск), в 1906 – Зея, в 1907 – Корсаков, 1912 году — Алексеевск, в 1915 году – Южно-Сахалинск и Камень-на-Оби.
В 1916 году в Хабаровске между берегов Амура возвели мост имени цесаревича Алексея, в народе его прозвали Алексеевским. Он стал самым большим мостом в Евразии: его длина равнялась 2600 м, он состоял из 18 ферм и был двухъярусным; по нижнему ярусу шли два железнодорожных пути, а по верхнему – два автомобильных. На создание Алексеевского чуда было потрачено 13,5 млн рублей.
С 1890-х годов по 1917 год добыча угля в Восточной Сибири увеличилась в 100 раз. Были освоены Кузбасское месторождение (Кемеровская область), Черемховское месторождение (Иркутская область), Минусинское и Канско-Ачинское месторождения (Хакасия и Красноярский край). Добыча угля выросла с 0,04 млн тонн до 4 млн тонн в год.
На Крайнем Севере в 1916 году был заложен Мурманск. В этом городе, а также в Архангельске организовали базы для подводных лодок. В этом же году были основаны Апатиты и Няндома, а с 1915 года началось формирование военно-морской базы Островная.
В 1910 году всю страну опутала сеть телефонных линий – связь пришла в Мурманск, в Архангельск, на Дальний Восток. Через год первый телефонный звонок раздался в Якутке, а на Чукотке заработала одна из самых мощных радиостанций в мире.
Средняя Азия
В 1900 году в Туркестане было предпринято строительство Романовского канала, который должен был оросить степи. В 1901 году протянули железнодорожную ветку до границы с Афганистаном. Добыча нефти в Прикаспийских областях увеличилась за 10 лет с 1,4 до 127,6 тыс. тонн в год.
В 1907 году началась добыча урана на Туя-Муюнском руднике. Был электрифицирован Ташкент.
Планы у российского правительства были грандиозные, но их прервала революция. Только после страшного падения уровня производства и преодоления разрухи СССР приступил к новым стройкам, однако достичь таких же показателей роста экономики, как при Николае II, удалось не везде.