Мы живем в эпоху ЭКО. Экологически чистых продуктов, фермерского мяса и органических апельсинов. Нас приучили бояться консервантов, не тратить слишком много воды и перерабатывать вторсырье. По крайней мере, экологи всего мира призывают делать именно так, ведь миру угрожает глобальное потепление и экологическая катастрофа.
И тут надо сменить ухмылку на серьезное лицо: экологические проблемы неоспоримы, как и тлетворное влияние жирной, чрезмерно соленой и слишком острой пищи, приготовленной во фритюре или сплошь из сахара. Однако в последнее время погоня за здоровьем и экологией превратилась в забег кроликов, гоняющейся за несуществующей морковкой — погоня за "зеленой" жизнью начала походить на театр абсурда.
На прилавках появилась соль без ГМО, растительное масло без холестерина (на секундочку так, продукт исключительно животного происхождения) и даже огурцы без глютена. Причем все это, зачастую, в раз дороже таких же продуктов без аналогичных отметок. Что это? Неграмотность производителей? Глобальный сговор по запугиванию потребителей? Нет. Все куда проще: это гринвошинг, что можно перевести как "зеленый камуфляж".
Говоря простым языком, гринвошинг — это грязный маркетинговый ход, который спекулирует на нашей любви к экологии и здоровому образу жизни. Так, многие производители заявляют на этикетках своих продуктах о неимении у тех свойств, которые там априори отсутствуют. Ну, откуда в соде может быть ГМО? Там даже белка нет, чтобы его модифицировать! Либо, напротив, проговаривании прописной истины — органический творог. Условно говоря, весь творог — органический. А еще органической является нефть, но говорить и думать об этом как-то не принять, да?
В некоторых случаях гринвошинг приобретает формы настоящего обмана. Порой производители заявляют о том, что их продукты не вредят экологии или полностью перерабатываются, хотя это не так. Примером могут служить картонные палетки теней — сами палетки и правда экологически безопасные, но вот магниты и зеркало в них не переработаются и не перегниют самостоятельно. Это — и есть гринвошинг.
Появился он на родине "эффективной рекламы" — в США. Мозговитые маркетологи там быстро сели на конек правильного питания и заботы об окружающей среде, начав буквально обманывать потребителей. Их коллеги по всему миру это очень быстро подхватили, превратив изначально безобидный маркетинговый ход в настоящую проблему.
Сегодня экологи всего мира умоляют не верить рекламе и думать головой, но уже поздно. Тысячи, если не миллионы людей уже ассоциируют любое масло с холестерином и покупают только органические продукты, что может негативно сказываться на диетах людей. Но это — головная боль одного конкретного человека. Хуже то, что людей убеждают в безопасности пластиковых бутылок, смываемых в унитаз влажных салфеток и упаковок типа Тетра Пак для окружающей среды. Люди, сами не желая того, начинают вредить природе, выкидывая нетканые салфетки в неположенных местах и неправильно перерабатывая упаковки.
В настоящее время в нашей стране гринвошинг пытаются контролировать. Только вот что в России, что в других странах мира победить его не удается — штраф не так страшен, как потеря прибыли от потери "экологичности". Вот и получается, что введение людей в заблуждение продолжается. Со всеми сопутствующими последствиями.
К чему все это? Не ведитесь на яркие упаковки и псевдоэкологичность. Думайте своей головой и не давайте маркетингу продавать вам обычные товары по явно завышенной цене!