Как известно, у Владимира было двенадцать сыновей. За государственными заботами князь не успевал участвовать в воспитании детей. Да и не в традициях той давней эпохи это было. Княжичей воспитывали специально приставленные “дядьки”. Возможно, поэтому отношения Владимира с детьми складывались непросто.
Князь видел в сыновьях своих помощников, и еще при жизни распределил между ними свои владения. Старшего, Изяслава, Владимир поставил в Полоцке, Вышеслава – в Новгороде, Святополка – в Турове, Ярослава – в Ростове, а после смерти Вышеслава отправил его в Новгород. В Муроме правил Глеб, в Ростове – Борис, у древлян – Святослав, во Владимире-Волынском – Всеволод, в Тмутаракани – Мстислав, во Пскове – Судислав.
В младенчестве из Киева был отправлен только Изяслав, за тяжкий, по мнению Владимира, проступок, за защиту Рогнеды, своей матери.
Оскорбленная, опозоренная Рогнеда не хотела мириться со своей участью строила планы мести убийце ее родителей. Владимир, сделав Рогнеду своей женой, редко посещал ее, хоть она и растила их сына Изяслава. Это еще больше злило княжну. И однажды, когда князь ненароком заснул в ее постели, Рогнеда решила воспользоваться случаем и отомстить Владимиру за все унижения. Она отважилась на мужеубийство и уже занесла нож над спящим Владимиром. Но князь проснулся и успел схватить Рогнеду за руку.
По существующим законам князь за такой проступок должен был лично убить жену. Он велел Рогнеде облачиться в богатое платье и ждать его в своей горнице. Княгиня исполнила все, как приказал Владимир, послушно поджидая мужа.
Однако, когда князь вошел в спальню, дорогу ему преградил с мечом в руках малолетний Изяслав, наученный Рогнедой. Князь растерялся и обратился за советом к боярам. Те убеждали простить княгиню. Князь внял их совету, но простить сына не мог. Без промедления отправил его с глаз долой в земли его деда, в Полоцк.
С пренебрежением относился князь и к другому сыну, Святополку. Матерью его была вдова Ярополка, Владимир стал с ней жить после убийства брата.
“И была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает... Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира”.
Пока дети Владимира были малолетними и не могли самостоятельно править своими уделами, они всецело подчинялись отцовской воле. Однако по мере взросления пытались брать бразды правления в свои руки, отцовская опека становилась им в тягость. Особенно свободолюбив был Святополк.
В 1013 году, дабы упрочить мир с Польшей, Владимир женил Святополка на дочери польского короля Болеслава. Вместе с невестой в Туров, где княжил Святополк, прибыл и ее духовник, епископ Рейнберн.
Хитрый Болеслав задумал поссорить отца с сыном и рассчитывал на помощь епископа. Рейнберн сумел войти в доверие к Святополку и завоевать особое его расположение.
– Вся власть на Руси должна принадлежать тебе, – яростно убеждал Рейнберн князя, – ибо Владимир наглым образом отнял ее у твоего отца.
Такие речи были по душе Святополку, он соглашался со всем, что предлагал епископ и полагался на его мудрость.
Рейнберн обещал князю всяческую поддержку, если Святополк согласится выступить против Владимира. Княжича не пришлось долго уговаривать – он был готов к противостоянию с Владимиром. Однако нашлись добрые люди и донесли в Киев, что в Турове зреет заговор. Князь Владимир поспешил принять меры.
– Бросить в темницу всех троих! – приказал разгневанный Владимир.
Болеслав, узнав о случившемся, “не переставал мстить, чем только мог, русскому князю”, совершал набеги на земли Владимира, подстрекал печенегов.
Твердая воля отца тяготила и новгородского князя Ярослава. Новгород платил Киеву дань. Грезивший о самостоятельности Ярослав пошел против отца и отказался присылать откуп. Больно было смотреть Владимиру, как дети предают его. Не мог он простить сына. Всю жизнь он старался укреплять государство, чтобы детям его жилось беззаботно. Да видно, не доглядел, упустил что-то, сыновья его думали только о себе, а не о благе Руси. Князь решил проучить непокорного, приказал готовиться к походу на Новгород: “Требите пути, мостите мосты!”
Дело шло к кровавой развязке, но, как повествует летописец, “Бог не дал дьяволу радости, не допустил войны между отцом и сыном” – внезапно разболелся Владимир и слег.
Тяжелы были последние дни князя. Донесли ему, что снова идут на Русь печенеги. Но Владимир уже не мог сам выступить во главе войска и послал Бориса, в котором видел своего преемника. Но узнать, чем закончился поход Бориса, князю уже было не суждено.
15 июля 1015 года в селе Берестово под Киевом Владимир Великий скончался. После него не осталось никаких завещаний или наказов, преемника он не назвал. По обычаю, его место мог занять любой из сыновей. Ближе других к Киеву находился Святополк, он и постарался, чтобы братья как можно позже узнали о смерти отца. Поэтому похороны Красного Солнышка окутаны тайной.
“Ночью же, разобрав помост между двумя клетями, обернули тело в ковер и спустили на веревках на землю, возложили на сани, повезли и поставили в церковь Святой Богородицы, которую он сам создал”.
Тело князя возложили в саркофаг в Десятинной церкви рядом с его женой, благочестивой княгиней Анной.
Так закончил свой земной путь князь Владимир, креститель и реформатор земли русской, память о котором на века сохранилась в народе.
Читайте в нашем историческом проекте «Хроники Владимира»:
1. Начало времен | 2. Святослав. "Иду на вы!" | 3. Послы новгородские. Смерть Святослава | 4. Брат Ярополк убивает брата Олега | 5. Жертва Перуну | 6. Завоевание Рогнеды | 7. Взятие Киева | 8. Смерть Ярополка, второго брата | 9. Первые христианские мученики | 10. Выбор веры | 11. Как русичи кесаря византийского выручали | 12. Обретение князем веры | 13. Крещение Руси | 14. «Долгий путь к вере» | 15. Благочестивый христианин | 16. Никита Кожемяка | 17. Битва с печенегами за Белгород | 18. Последние годы. Предательство сыновей
- Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.