Найти тему
Чёрно-белое кино

Немецкое кино 1920-х и аниме

Оглавление

Сегодня снова поговорим о творчестве Фрица Ланга. О его главном фильме и о том, как он повлиял на японскую мультипликацию 2000-х.

Машины Метрополиса
Машины Метрополиса

Два "Метрополиса"

Недавно случилось мне посмотреть японское вольное продолжение "Метрополиса" Ланга. Это аниме 2001 г. с одноименным названием немного странное, как и все японское. В нем при желании можно угадать и темы и конфликты первоисточника, но, как водится у загадочных сынов Ямато, все шиворот-навыворот.

Рабочий Метрополиса за своей "легкой и увлекательной" работой
Рабочий Метрополиса за своей "легкой и увлекательной" работой

Экспрессионизм в кино

"Метрополис" был снят в 1927 году, в эпоху так называемой Веймарской республики, когда Германия уже перестала быть империей, но ещё не превратилась в нацистский Третий рейх. Это было странное время, когда буржуа, демократы и коммунисты так отчаянно боролись друг с другом за власть, что в итоге проморгали художника Шикльгрубера и его агитацию в мюнхенских пивных. Именно оттуда все Клары Цеткин, Розы Люксембург и Карлы Либкнехты, именами которых в наших краях почитай в каждом городе названы улицы. Пока политики выясняли отношения, художники пытались осмыслить ужасы минувшей войны, средствами возникшего ещё в 19 веке экспрессионизма - того самого, что породил Э. Мунка в живописи и Ф. Кафку в литературе.

Веймарская республика стала золотым веком того же экспрессионизма в кино. Кто-то из тогдашних чиновников решил: пусть мы живём в полуголодной, разрушенной войной стране, зато у нас будет великое кино. Так и получилось, что бюджет "Метрополиса" оказался беспрецедентным даже для тогдашнего Голливуда.

"Метрополис" №1

Ланг снял картину по одноименному роману своей жены Теи фон Харбоу. Надо сказать, они весьма плодотворно поработали вместе до начала 30-х, а потом в Германии разразился фашизм и супруги расстались: Тея выбрала истинных нордических арийцев, а Фриц не выбрал и эмигрировал в США.

Фильм получился грандиозным, а задумывался ещё грандиознее. Например для одной сцены, длящейся на экране всего пару минут, художники создали больше тысячи живописных полотен.

Игра актеров по нынешним меркам выглядит странно, но это скорее, дань экспрессионизму, который требовал изображения эмоций через край и на полную катушку. Зато визуальный ряд до сих пор поражает воображение. Город будущего, в котором аристократия живёт наверху, а рабочие, управляющие машинами, под землёй, великолепен. Городские пейзажи с величественными зданиями и многоярусными шоссе, по которым мчатся автомобили, сняты в основном в технике stop motion-анимации, но настолько красиво, что остаётся лишь удивляться. Взрыв гигантской машины-молоха, сцена пересменки, с толпами ковыляющих, будто зомби рабочих, и многое другое, вдохновляло кинематографистов всего мира много лет. Достаточно вспомнить "Новые времена" Чарли Чаплина, "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта и даже неожиданно "Титаник" Кэмерона. Сцены в которых Ди Каприо и Уинслет, подгоняемые водой, пробираются с нижних палуб наверх, уж очень напоминают "Метрополис", где Фредер и Мария спасают детей из затопленного города рабочих. Именно в "Метрополисе" впервые на экране появился робот и был показан сеанс видеосвязи. И все это даже не в Голливуде, а в Германии 1927 года!

Женщина-робот в мультфильме
Женщина-робот в мультфильме

И "Метрополис" №2

Вдохновила эта старая немая лента и японских мультипликаторов. В японском "Метрополисе", как я уже говорил, что-то от оригинала есть, но запутано-перемешано все до крайности. Например, как и в фильме Ланга в японском анимэ есть конфликт отца и сына. У Ланга Фредер сын хозяина "Метрополиса" Фредерссена - это что-то вроде принца Ситтхарты-Гаутамы, который вдруг узнал о существовании жестокости и несправедливости в мире и поэтому оказался в оппозиции к отцу, олицетворяющему систему. В мультфильме приемный сын красного барона - это какой-то психопат, который стреляет во всех направо и налево, думая, что так сможет угодить отцу, но не судьба. Есть в мультфильме как в оригинале и сумасшедший изобретатель, создавший женщину робота. И его зачем-то преследует детектив из Японии со смешными усами и внуком Киоши. У Ланга был всего один робот. В мультфильме их так много, что люди относятся к ним как к неграм на Юге США лет сто назад. Есть даже местный Ку-клукс-клан. Как и у Ланга, так и в японской версии есть тема вавилонской башни: она в мультфильме именуется "зигуратом". Зато финалы совершенно разные. У Ланга приходит посредник-сердце между головой (аристократией) и руками (рабочими) и делает всем хорошо (за это, кстати, фильм очень не любили в СССР). В мультфильме женщина-робот призвана управлять миром, но у нее не получается совладать с эмоциями и она разносит весь Метрополис на мелкие кусочки. Пожалуй, две вещи больше всего мне понравились в этом странном мультфильме: фоны (уж в этом японцы всегда были впереди планеты всей) и красивые джазики-блюзики саундтреком. Советую смотреть нон-стопом сначала фильм, потом аниме. Очень необычные ощущения гарантированы.

-5

#лучшее_немое_кино #немецкий_экспрессионизм #немецкий_экспрессионизм_в_кино #немецкий_экспрессионизм_20_х_годов #немецкий_экспрессионизм_лучшие_фильмы #немецкий_экспрессионизм_фильмы #немое_кино #российское_немое_кино #черно_белое_немое_кино #анимеобзор