Найти тему

НАШЕ КИНО «Весна на Заречной улице» как подснежник Оттепели

@Елена Жигулина

Картина «Весна на заречной улице» 1956-ого года стала одной из первых работ начала периода так называемой постсталинской «оттепели». Пройдя железность эпохи войны, люди захотели просто дышать и жить своей, может быть и заурядной, жизнью. На смену номенклатурному статичному кино приходят работы молодых режиссеров и сценаристов Советской новой волны шестидесятых, которых ранее никогда бы не допустили до зрителя. Студенты ВГИКа, два друга, Марлен Хуциев (режиссер) и Феликс Миронер (сценарист) снимают душевное лиричное кино про любовь «Весна на Заречной улице», которое в одночасье становится культовым. Оттепель – пора надежд, веры в будущее и новое.

Марлен Хуциев
Марлен Хуциев

Это значит, что потеплело, скоро весна «без конца и без краю» и буйство красок, а сердце рвется ввысь. Название картины как нельзя точно отразило стремления ее создателей и зрителей того времени. Еще бы! Ведь в прокате фильм посмотрели более 30 миллионов человек! Примечательно, что и Хуциев, и Миронер не понаслышке знали тиски сталинизма – их отцы были репрессированы и расстреляны в 37-ом году. Они, как и Калатозов, Чулюкин, Данелия, Тарковский, Ромм, Параджанов – новая интеллигенция шестидесятых, привнесшая золотые шлягеры в советское кино. Вместе с ними тема свободы понемногу начинает поднимать голову в нашем кинематографе, а свежий ветер итальянского неореализма и французской новой волны привносит нотки гуманизма и открытости.

Цветная версия фильма
Цветная версия фильма

Так, какие они – киношестидесятники, и как любимый с детства фильм «Весна на заречной улице» стал первоцветом той самой «Оттепели»?

***

С начала 60-х в советском кино личность и ее самоценность обретают реальную весомость и значимость. «Я – человек, чёрт возьми, и мне нужна правда!» - буквально кричит герой картины «Чистое небо» 61-ого года. И пусть в классе молодой учительницы Татьяны Левченко учится рабочий класс, объединенный общей идеей восстановления страны, но каждый из учеников – уникален, со своими добродетелями и пороками, мечтами, стремлениями, талантами и обделенностями. Молодые супруги Мигулько, девушка Аля, влюбленная в инженера Крушенкова и отбивающаяся от назойливых ухаживаний балагура и сплетника Юры, поэт от сохи, лучший друг Савченко, Федя…все они – разные, яркие, харизматичные.

-3

Образование становится приоритетом, знаком уважения и гордости. В фильме этой теме уделяется особое место. К героям без основной базы подходят с сатирой и юмором. Достаточно вспомнить, как Зиночка называет Блока столичным ухажером учительницы. Кажется, что Юру с гитарой придумали только для того, чтобы показать ценность знаний и науки в новой, строящейся для мирной жизни, стране. Он постоянно дразнит главного героя, подшучивает над ним, чтобы тот бросил учебу, внушает ему мысль, что такие женщины как образованная учительница не для такого работяги как Савченко. Пронырливый товарищ даже наливает ему водки, после чего влюбленный Александр приходит под финал урока объясниться с Татьяной, чтобы расставить все точки над и.

Савченко, несмотря на необразованность, имеет живой пытливый ум, стремление прыгнуть выше головы, ведь не зря его бригада отмечает Новый год в ноябре за перевыполнение плана. И если инженер Крушенков тянет его вверх в научных изысканиях, то молодая учительница пробуждает в нем стремление к пониманию искусства. Он влюблен! Он влюбляется в Неё с первого взгляда, еще в грузовике. Но…она - не из его круга. Она - не Зина, а Татьяна. Он восхищается ею, но не стремится стать главным, а лишь только пытается дотянуться до ее уровня, чтобы стать ровней. И, конечно же, после того самого концерта Рахманинова, он загорается идеей, чтобы его фамилия ЗВУЧАЛА, как и музыка, что вызвала такой искренний восторг у его любимой женщины.

***

Актерская игра в этот период тоже переходит на иной уровень. Герои очеловечиваются, чтобы было «как в жизни». Теперь они сомневаются, ошибаются, выдают монологи о любви и мечте, злятся и пылают яростью. Они больше не картонно-плакатные, как раньше. Герои – молоды, здоровы и их глаза блестят от моря возможностей. Молодость и есть весна жизни. Миронер и Хуциев берут на главные роли совсем еще начинающего Рыбникова и непрофессиональную актрису Нину Иванову. Разве такое было допустимо раньше?

-4

В фильме нет абсолютных героев - положительных и отрицательных. Ведь только недостатки наделяют персонажей реалистичностью. Александр Савченко – работяга, но кутила. Вроде бы, у него есть девушка Зина, но он не стесняется заигрывать с другими барышнями. Встреча с молодой учительницей русского языка и литературы выявляет его скрытые, интимные качества – заботливость, чуткость и понимание. Это проявляется в его отношении к брату и сестре. Александр, по сути, для них отец. Заботится он и о Татьяне, пытаясь сбить цену за квартиру, принимает в свой дом инженера, отдавая ему кровать, когда Зина выгоняет Левченко из дома.

-5

Сама учительница также далека от идеала. Заносчивая, ее самонадеянность и упрямство порой граничат со снобизмом и чванливостью, о чем ей и говорит ближе к финалу ее друг инженер. Левченко будто бы устанавливает между собой и учениками бетонную стену. «Есть я, а есть – они, такие не идеальные ученики!». Ее шаблоны рушатся - не такому ее учили в пединституте! Найти общий язык с разными и такими взрослыми людьми – вот, действительно, непростая и важная педагогическая задача. Савченко видит в ней не учителя, а женщину, одинокую женщину, несмотря на ауру связи с инженером вокруг нее. Он понимает, что ей здесь непросто.

***

- Татьяна Сергеевна, а почему Вы так плохо относитесь?

- К кому?

- К себе. Никуда Вы не ходите, сидите в четырех стенах как бабуся старенькая.

- А, ведь Вас никто не просит заботиться обо мне.

Этот диалог действительно поражает своей современностью и точностью формулировок. Здесь Савченко выступает, пожалуй, как хороший психолог и знаток женской души, а ведь на самом деле – просто любящий и внимательный человек.

Предложение руки и сердца ЗВУЧИТ сильно и по-взрослому. Работяга изначально осознает и понимает, что он - не ее уровня, но «мертвым придет, если надо». Вот он, незатейливый, но такой сильный и потрясающий романтизм той эпохи нашего кино!

-6

***

Конечно же, фильмы шестидесятых преображает операторская работа. Снимают на натуре, в разные времена года. В этот период режиссеры любят, пусть и банально, выражать чувства своих героев через стихию: метель, ураган, дождь. «Весна на Заречной улице» и начинается с осенней моросящей панорамы, элегантно переходящей в представление зрителю главной героини в качестве сюрприза под плащом. Крупные планы, долгий актерский взгляд (признание героя, когда Савченко смотрит на учительницу, не отрывая глаз, прямо в камеру), мимика, детали (Юра снимает зеркало с грузовика, чтобы Левченко поправила свою прическу) приходят на смену поясным статичным планам.

-7

С появление в 1954-ом году мобильной чудо-камеры Конвас-автомат советского производства, наших киномастеров отмечают заграничные коллеги. Та самая «летящая камера»! Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля у Калатозова и Урусевского за «Летят журавли» в 58-ом. Кончаловский, Соловьев, Лелуш – впоследствии эти режиссеры признались в любви к картине. По их словам, только благодаря именно этому фильму они и стали снимать кино. Это ли не триумф планетарного масштаба! Мы – открыты миру, а мир открыт нам.

Но…вернемся на два года назад – именно тогда на широкий экран вышла чистая как капель мелодрама «Весна на Заречной улице», такая близкая и родная, и она была одной из первых, породивших волну «Оттепели». Мы видим здесь динамичные планы города-металлурга под торжественную вдохновляющую музыку. Это помогает отразить внутреннее состояние, мироощущение героини в данный момент. Она, как молодой специалист, по распределению приехала в такой же молодой город. И, вот он! Летит перед ней, несется на нее! На всех порах! Как тот самый поезд, мчащийся сверху, наперерез дороге. Новое царство, строящееся горнило индустриального мира! Примечательно, что одним из операторов фильма был Петр Тодоровский. Именно таким как он – шестидесятникам, его сын Валерий посвятит впоследствии свой сериал «Оттепель».

сериал "Оттепель"
сериал "Оттепель"

***

Часто в фильмах этого времени появляется образ нового дома, новой квартиры, куда заезжает герой. Там еще нет мебели, но есть окно и обязательно вид из него со строительными кранами на горизонте, как перспектива будущего. Вот Левченко сидит одна на чемоданах посреди новой комнаты в общежитии, со слезами на глазах жалуясь другу детства на свое одиночество и чужеродность окружающему ее миру. Но…после нравоучительной речи друга, появляются ее ученики с мебелью. Поддержка друзей, взаимопомощь, братство красной нитью проходят через весь фильм. Может они и не идеальные ученики и порой жёстко подшучивают над молодой учительницей, но…если нужно помочь, то всем миром в любой момент всегда готовы!

***

Работники цензуры были неприятно удивлены присутствием алкогольной темы в кино, но создатели фильма отстояли каждый кадр. Действительно, здесь появляется, как сейчас говорят, большая вечеринка. Рекой вино, шампанское, водка и пиво. Именно такое гуляние закатывает Савченко – ударник труда. Тема радости и пиршества от достигнутой цели входит в сценарное полотно под лозунгом: «Сделал дело – гуляй смело!». Но, все равно юморную песенку про кружку пива, где «мне знакома каждая палатка» поет злой на язык, отрицательный по своей сущности герой Юра.

***

Темы романтики и любви становятся краеугольными в этой картине. Музыка, песни и танцы также отличительные черты кинематографа того времени. Всем хочется радоваться жизни, а музыка выражает эти чувства. Но, и грустить о безответной любви она тоже помогает. Рыбников сам поет и играет на гитаре ставшее легендарным «Когда весна придет не знаю». Уже в первой строчке ощутима неуверенность в завтрашнем дне, а ведь раньше такого и быть не могло. Есть же план! Герой делает ставку на свое личное счастье, если только любимый человек ответит взаимностью. Это любовь с первого взгляда и он будет добиваться ее. Казалось бы, идеальная пассия для Александра - Зина из зажиточной семьи.

Зина и ее мать
Зина и ее мать

Девушка действительно его любит, о чем свидетельствует ее финальный диалог с матерью. Но…Савченко выбирает другую, чтобы дотянуться до звезды. Если у Александра есть внутренняя ясность по поводу своих чувств, то у Татьяны все наоборот. Девушка не может в одночасье стать одной из них, потому что она – педагог. В ее работе должна быть дистанция, которая не предполагает романтических отношений между учителем и учеником. Здесь же встает вопрос и разницы в их образовании.

-10

Поражает дальновидность авторов и современность сценария фильма через призму сегодняшних романтических комедий. Всё в лучших традициях! Вот произошла встреча главных героев и между ними сразу же возникает противоречие «мужчина-женщина». Он – добивается, она – сопротивляется. Герой начинает сходить с ума от любви, а героиня по-прежнему холодна и сдержана. Герой предпринимает романтические шаги: дарит цветы, пусть и из школьных горшков, ждет у ворот, чтобы проводить, приглашает на вечер в клуб, но…ответ все тот же. Набравшись смелости, хлебнув лишнего, он идет и делает признание и предложение.

И снова нет определенности - ни «да», ни «нет». Так, когда же придет весна? Его личная весна, весна его жизни? Далее, как и по лекалам современных ромкомов (точнее, здесь мы видим оригинал) ситуация меняется на диаметрально противоположную. Когда Савченко бросает школу, Татьяна понимает, что это ее волнует. Волнует именно ее сердце! Кульминационным моментом в раскрытии ее чувств становится поездка на завод. Конечно же, Татьяна Сергеевна идет туда, чтобы найти его, но вместе с тем узнает своих учеников с иной стороны, неведомой ей, как представителю умственного труда. Когда она видит Савченко в своей среде: там, где ему не требуется учитель, там, где он – мужчина с большой буквы, повелитель огненной лавы, она признается сама себе в любви к нему. Это легко читается в ее взгляде без слов. Паузы и сцены без слов – также входят в оттепелевское кино. Это ставит игру актера на новый уровень, меняет работу режиссера, оператора и сценариста.

***

Увы, нужно отметить и недосказанность в фильме. После поездки на завод, которая в корне должна была поменять отношения Левченко со своими учениками, режиссер просто пропускает этот важный момент. Камера больше не заглядывает в класс на урок. На первый план выходят чувства и разлука героев. На помощь, в лучших традициях, приходят верные друзья.

Крушенков и Юра
Крушенков и Юра

Инженер Крушенков предлагает сделать сто шагов навстречу своей любви, новой жизни, новым возможностям. В очередной раз оказавшись между ангелом (Крушенков) и бесом(Юра), Савченко делает именно свой правильный выбор и идет в школу.

-12

Кульминация фильма – встреча героев в классе. Герой Рыбников будто бы распахнул окно в другой мир, в мир будущего. Потому и так «хаусно» - стихийно разлетаются листки с билетами. Свежий ветер перемен буквально ощущается кожей в этом эпизоде.

Финал фильма открыт – распахнут нараспашку тем самым многоточием. Мы не видим воссоединения героев, их любви, поцелуя, а только первые ростки их возможного совместного будущего. Ведь, она – изменила его, а он – ее. Цель достигнута.

***

Картина не так проста, как это может показаться на первый взгляд и имеет два слоя восприятия. Если смотреть на нее под углом именно мелодрамы, можно выделить следующую структуру: первая встреча Савченко и Левченко в грузовике это, конечно же, завязка картины, встреча героев после ссоры среди разлетающихся листков – кульминация фильма о любви. В этом случае объектом нашего наблюдения будет пара Александр и Татьяна.

Развитие их романтических взаимоотношений и двигает картину, благодаря любовному конфликту. Но…в фильм вплетена довольно весомая тема противостояния среде. Если взять этот конфликт за центральный, то перед нами разворачивается настоящая драма о становлении личности человека - главного героя Александра Савченко. Встреча с молодой учительницей служит для него лишь катализатором к перемене среды общения. В этом случае кульминация - это выбор героя порвать с окружением в лице Юры с гитарой. Он толкает назойливого музыканта в воду! Ведь именно Юра олицетворяет в фильме все то, что тянет Савченко вниз.

Юра и Савченко
Юра и Савченко

Общение же с Крашенковым и учительницей возвышает его личность и заставляет меняться. Те самые сто шагов он делает не только навстречу своей любви, а навстречу своей новой жизни, где будет классическая музыка, литература, возможно даже высшее образование инженера. Именно тогда в полной мере исполнится его мечта – зазвучит его фамилия, а любимая женщина будет им гордиться.

-14

***

Конечно же, современный зритель не способен в полной мере понять и прочувствовать революционность такого кино, но в то время, молодые авторы смогли пробить толщу льда в киноискусстве, чтобы Советская новая волна смогла свободно и широко охватить все жанры, темы и формы, чтобы влиться в золотой фонд мировой классики.

Смотрели "Весну..."?

Вам нравится "цветная" или аутентичная версия фильма?

Не забудьте подписаться и/или поставить нам лайк, чтобы поддержать проект.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц